Тема 4. Голгофа – откровение Божьей любви

Ключевые мысли темы:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего…»
Ин.3:16;  1Ин.4:9, 16;  Иер.31:3;  Ис.41:10;  54:10;  Соф.3:17
Вот, Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира.
Он грехи наши Сам вознёс Телом Своим на древо.
Ин.1:29; Рим.8:3;  Евр.2:14, 17;  Фил.2:6–8;  1Пет.2:24
“СОВЕРШИЛОСЬ!”
Бог во Христе примирил с Собою мир.
Рим.5:8–10;  6:23;  2Кор.5:19–21;  Рим.8:31–34;  Евр.4:14–16;  10:19
Благодатью вы спасены, чрез веру.
Праведный верою жив будет.
Еф.1:7; 2:8–9;  Рим.3:24–26; 5:1–2; 1:17; Тит.2:11;  3:4–7;  2Кор.13:13

Библейские тексты для изучения:

  • Иоанна 3:16 — «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».
  • 1 Иоанна 4:9 — Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
  • 1 Иоанна 4:16 — И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
  • Иеремия 31:3 — Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение.
  • Исаия 41:10 — Не бойся, ибо Я – с тобою; не смущайся, ибо Я – Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.
  • Исаия 54:10 — Горы сдвинутся и холмы поколеблются; – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь.
  • Софония 3:17 — Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием.
  • Иоанн 1:29 — На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
  • Римлянам 8:3 — Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти.
  • Евреям 2:14 — А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола.
  • Евреям 2:17 — Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником перед Богом, для умилостивления за грехи народа.
  • Филиппийцам 2:6 — Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
  • Филиппийцам 2:7 — Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
  • Филиппийцам 2:8 — Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
  • 1 Петра 2:24 — Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
  • Римлянам 5:8 — Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
  • Римлянам 5:9 — Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
  • Римлянам 5:10 — Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
  • Римлянам 6:23 — Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
  • 2 Коринфянам 5:19 — Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.
  • 2 Коринфянам 5:20 — Итак мы–посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
  • 2 Коринфянам 5:21 — Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
  • Римлянам 8:31 — Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?
  • Римлянам 8:32 — Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?
  • Римлянам 8:33 — Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их.
  • Римлянам 8:34 — Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.
  • Евреям 4:14 — Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
  • Евреям 4:15 — Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
  • Евреям 4:16 — Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
  • Евреям 10:19 — Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым.
  • Ефесянам 1:7 — В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его.
  • Ефесянам 2:8 — Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
  • Ефесянам 2:9 — Не от дел, чтобы никто не хвалился.
  • Римлянам 3:24 — Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
  • Римлянам 3:25 — Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
  • Римлянам 3:26 — Во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
  • Римлянам 5:1 — Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
  • Римлянам 5:2 — Через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
  • Римлянам 1:17 — В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.
  • Титу 2:11 — Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков.
  • Титу 3:4 — Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,
  • Титу 3:5 — Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
  • Титу 3:6 — Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,
  • Титу 3:7 — Чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
  • 2 Коринфянам 13:13 — Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь.

* Комментарий к теме 4. Голгофа — откровение Божьей любви:

Содержание

  • 4.1. Откровение Божьей любви
  • 4.2. От ясель  до Голгофы
  • 4.3. Оправдание через веру
  • 4.4. Вестники Креста
  • 4.5. Любовь Отца и Сына
  • 4.6. Осуждение сатаны
  • 4.7. Победа Божьей любви
  • 4.8. Взирая на Агнца Божьего
  • 4.9. На Кресте
  • 4.10. «Совершилось!»
  • 4.11. Непреложность Закона
  • 4.12. Он воскрес!
  • 4.13. Обетование вечной жизни
  • 4.14 Будущая слава
  • 4.15. Путь ко Христу
  • 4.16. «Я искупил тебя»
  • 4.17. Читатель, Он любит тебя!
  • 4.18. Небесный Ходатай
  • 4.19. Святое поручение
  • 4.20. Обетование о Святом Духе
  • 4.21. «Научите все народы!»
  • 4.22. Вознесение
  • 4.23. «Приду опять»
  • 4.24. «Эммануил, с нами Бог!»

4.1. Откровение Божьей любви

И нарекут имя Ему Еммануил… с нами Бог». «Свет познания славы Божией» исходит от «лица Иисуса Христа». От вечности Иисус Христос и Отец суть одно. Иисус – «образ Божий», образ Его величия и могущества, «сияние славы Его».

Иисус Христос пришел в наш мир, чтобы явить славу Отца. Он пришел на эту грешную землю, чтобы открыть людям свет Божьей любви и быть “Богом с нами”. Посему о Нем сказано в пророчестве: “И нарекут имя Ему Еммануил”.

Придя на землю, чтобы жить среди нас, Иисус должен был открыть Бога людям и ангелам. Он был Словом Божьим, откровением замысла Божьего. В Своей молитве за учеников Он говорит: «Я открыл им имя Твоё», «человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный»; «да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них». Но это откровение дано не только Его детям, рождённым на земле. Наш маленький мир – это учебник для Вселенной. «Ангелы желают проникнуть» в чудесный план спасения по благодати Бога и будут пытаться постичь таинство Его искупительной любви в бесконечной череде веков. Как искупленные дети земли, так и непадшие жители миров будут находить в крестном подвиге Христовом источник мудрости, и воспевать его. Они увидят, что слава, исходящая от лица Иисуса, – это слава жертвенной любви.

В свете Голгофы явлено, что закон жертвенной любви – это закон жизни на небе и на земле; что любовь, которая «не ищет своего», исходит от Бога; что в Смиренном и Униженном явлен характер Того, Кто обитает в непреступном свете.

4.2. От ясель  до Голгофы

Сатана ввел людей в грех, и тогда план искупления начал осуществляться. На протяжении четырех тысяч лет Христос трудился над тем, чтобы возвысить человека, а сатана – чтобы довести его до падения и гибели. И это видела вся Вселенная.

Когда Иисус пришел в этот мир, сатана всю свою силу направил против Него. С момента Его рождения в Вифлееме узурпатор стремился погубить Его. Как только не пытался он помешать Иисусу быть добрым в детстве, оставаться беспорочным в зрелые годы, совершать служение и принести Себя невинного в жертву! Но он потерпел поражение. Ему не удалось склонить Иисуса ко греху. Сатана не сумел лишить Его мужества, не смог отвлечь Иисуса от того дела, ради которого Он пришел на землю. От пустыни и до Голгофы буря сатанинского гнева обрушивалась на Иисуса. Но чем безжалостней налетала эта буря, тем тверже Сын Божий держался за руку Своего Отца и устремлялся вперед по тернистому пути. Все попытки сатаны сломить и победить Его только проливали еще более яркий свет на Его безупречный характер.

Когда Христос в образе человека пришел в этот мир, все небожители с трепетом следовали за Ним шаг за шагом по окровавленной стезе – от ясель до Голгофы. Небо отмечало оскорбления и насмешки, нанесенные Христу, зная, что это были козни сатаны; оно следило за действиями злых ангелов. Сатана постоянно сгущал мрак, умножая горе и страдания людей, а Христос рассеивал тьму. Небожители наблюдали за борьбой между светом и тьмой, которая становилась все ожесточеннее.

Сын Божий уничижил Себя, чтобы поднять падших. Ради этого Он оставил безгрешные миры, девяносто девять любящих Его, и пришёл на нашу землю, чтобы быть «изъязвлённым… за грехи наши» и «мучим за беззакония наши» (Ис.53:5).

Он во всём уподобился Своим братьям. Он стал причастником той же плоти и крови, что и мы. Он знал, что такое голод и жажда, знал, что такое усталость. Он нуждался в пище и во сне для восстановления сил. Он был странником и пришельцем на земле – в мире, но не от мира; был искушаем, и имел испытания, как и все люди, и вместе с тем не согрешал. Чуткий, сострадательный, участливый, внимательный к окружающим, Он являл Собой Бога. «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.1:14).

Сын Божий оставил Свою славу, добровольно подчинив Себя законам жизни в человеческой плоти, а затем уничижил Себя, подобно рабу, став послушным до смерти и «даже… смерти крестной» (Фил.2:8), чтобы поднять падшего человека из глубины греха к надежде и небесной радости.

4.3. Оправдание через веру

Когда мы размышляем о Господе в свете креста, мы видим милость, нежную любовь и прощение вкупе с беспристрастностью и справедливостью.

Мы видим на престоле Того, Кто несёт следы страданий, перенесённых ради примирения человека с Богом. Мы видим Отца, Безграничного, обитающего в непреступном свете и тем не менее, благодаря заслугам Своего Сына, принимающего нас к Себе. Тучи возмездия, грозящие страданиями и отчаянием, во свете креста рассеиваются и открывают предначертание Божье: живи, грешник, живи! Покаявшиеся и уверовавшие, живите! Я уплатил выкуп.

Мы все были должниками Божественной справедливости, и нам нечем было оплатить свой долг. Тогда Сын Божий, любя нас, заплатил за наше искупление.

Люцифер заявил, что если Закон Божий неизменен и его нарушителям не может быть прощения, тогда каждый нарушитель должен быть навсегда лишён милости Творца. Он утверждал, что греховное человечество не может быть искуплено и, следовательно, является его законной добычей. Но смерть Христа явилась таким аргументом в пользу человека, опровергнуть который невозможно. Наказание, положенное по Закону, пало на Того, Кто был равен Богу, и человек теперь может принять праведность Христову и смиренной и благочестивой жизнью одержать победу, как и Сын Божий восторжествовал над властью сатаны. Таким образом, Бог является праведным и оправдывающим всех верующих в Иисуса.

С необычайной ясностью и силой апостол Павел изложил учение об оправдании верой во Христа. Он надеялся, что другие церкви также получат пользу от наставлений, посланных христианам Рима; но едва ли он мог предвидеть, какое влияние окажут его слова на дальнейшее развитие христианства! На протяжении всех веков великая истина об оправдании верой была великим маяком, указывающим кающимся грешникам путь жизни. Именно этот свет рассеял тьму, окутывавшую Лютера, и открыл ему истину о том, что Кровь Христа очищает от всякого греха. Тот же свет направил тысячи душ, обременённых грехом, к подлинному Источнику прощения и мира.

Апостол Павел всегда возвеличивал Закон Божий. Он доказывал, что сам по себе Закон не может спасти людей от наказания за не послушание. Грешники должны покаяться в своих грехах и смириться перед Богом, праведный гнев Которого они навлекли на себя, нарушая Его Закон. Они должны также проявить веру в Кровь Христа как единственное средство получить прощение. Сын Божий умер как жертва за их грехи и вознёсся на небо, чтобы предстоять перед Отцом как их Заступник. Через покаяние и веру они могут освободиться от проклятия греха и по благодати Христа повиноваться Закону Божьему.

4.4. Вестники Креста

Павел и его соработники проповедовали учение о праведности по вере в искупительную жертву Христа. Они говорили о Христе, Который, видя беспомощное состояние падшего человечества, пришёл спасти людей, живя в послушании Закону Божьему и приняв на Себя наказание за грех. И в свете креста многие из тех, кто ничего не знал о Боге, начали понимать величие Отчей любви.

Апостол возвеличил Христа перед своими братьями как Сына Божьего, через Которого Бог сотворил всё и через Которого Он совершил наше искупление. Он засвидетельствовал, что та самая Рука, которая животворит миры необъятной Вселенной и поддерживает в ней совершенный порядок и бесконечное движение, была пригвождена ко кресту ради них. «Им создано всё, – писал Павел, – что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и всё Им стоит». «И вас, бывших некогда отчуждёнными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертью (Его), чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою».

Павел вел среди галатийцев такую жизнь, что мог впоследствии сказать: «Прошу вас, братия, будьте как я» (Гал.4:12). Его уст коснулись горящие угли с жертвенника, и он превозмог несовершенство своей плоти и проповедовал Иисуса как единственную надежду грешника. Слышавшие его знали, что он был с Иисусом. Наделённый силой с выше, он мог сравнивать духовное с духовным и разрушать сатанинские твердыни. Его проповеди о любви Божьей, открытой в жертве Его единородного Сына, сокрушали сердца людей, и многие вопрошали: что мне делать, чтобы спастись?

Так проповедовал апостол Евангелие во время служения среди язычников. Он всегда указывал им на Голгофский крест. «Ибо мы не себя проповедуем, – писал он в последующие годы своей жизни, – но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса, потому что Бог повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2Кор.4:5–6).

Посвящённые вестники, которые на заре христианства несли гибнущему миру радостную весть о спасении, не допускали, чтобы тщеславные помыслы омрачали их проповедь о распятом Христе. Они не стремились к власти или превосходству. Скрывая своё «я» в Спасителе, они возвеличивали план спасения и жизнь Христа – Того, Кто задумал и осуществил этот план, Христа, Который вчера и сегодня и вовеки Тот же, Того, Кто является средоточием их учения.

Если бы и современные учители Слова Божьего превозносили крест Христов всё выше и выше, их служение было бы куда более успешным, ибо грешники, хотя бы однажды серьёзно взглянувшие на крест и увидевшие на нём распятого Спасителя, осознают глубину сострадания Божьего и порочность греха.

4.5. Любовь Отца и Сына

Сама смерть Христа доказывает, что Бог любит человечество, – и в ней – залог нашего спасения.

Отнять у христианина крест – всё равно что убрать солнце с неба. Крест приближает нас к Богу, примиряет с Ним. Иегова с нежным состраданием и отеческой любовью смотрит на муки, перенесённые Его Сыном для спасения людей от вечной гибели, и принимает нас в Возлюбленном.

«Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее». То есть Христос говорит: Мой Отец так возлюбил вас, что Он любит Меня даже сильнее оттого, что Я отдал Свою жизнь ради вашего искупления. Я стал еще дороже Моему Отцу, потому что, став вашим Поручителем и заняв ваше место на кресте, Я уничижил Самого Себя, взял на Себя ваши немощи и понес на Себе грехи ваши.

«Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее».

Как человек – Он был смертен, как Бог – Он был Источником жизни миру. Он мог противостоять смерти и не подчиниться ей, но Он добровольно отдал Свою жизнь, чтобы явить жизнь и бессмертие. Он понес на Себе грехи мира, перенес проклятие, сделавшись жертвой, чтобы люди не погибли навсегда.

Любовь Отца не меньше, чем любовь Сына, является источником спасения для заблудшего человечества. Иисус так сказал перед Своим вознесением: «И не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас» (Ин.16:26–27). «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2Кор.5:19). И в служении небесного святилища «совет мира будет между тем и другим». «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Прощение дарует Бог; благодаря заслугам Иисуса, нашего распятого и воскресшего Господа, Он принимает всех и без принуждения. Исаия слышал, как Господь, обращаясь к Своим избранным, сказал: “Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну. Припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться”. “Ты… узнаешь, что Я Господь — Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев.” (Ис.43:25, 26; 60:16)

Всевышний так раскрывает Свою сущность: «Господь, Господь Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех» (Исх.34:6–7).

4.6. Осуждение сатаны

Изгнанием сатаны с небес Бог подтвердил Свою справедливость и тем самым поддержал честь Своего престола. Но когда человек согрешил, поддавшись обольщению этого отступнического духа, Бог засвидетельствовал Свою любовь тем, что отдал Своего Единородного Сына на смерть ради падшего человеческого рода. В этом Господь раскрыл всего Себя. Крест – могущественное доказательство, что избранный Люцифером путь греха никоим образом не является результатом изъянов в Божьем правлении.

В борьбе между Христом и сатаной, происходившей во время земного служения Спасителя, великий обманщик полностью разоблачил себя. Ничто не могло так действенно отвратить ангелов небесных от сатаны, заставить отвернуться от него всю оставшуюся верной Вселенную, как его жестокие нападки на Искупителя мира. Дерзкое богохульство сатаны, потребовавшего, чтобы Христос поклонился ему; его высокомерное хвастовство, когда он поставил Иисуса на вершину горы и крыло храма; его зловещие намерения, открывшиеся в предложении Христу броситься вниз с головокружительной высоты; неутомимая злоба, с какой он преследовал Его, вынуждая переходить с места на место; наконец, его воздействие на сердца священников и народа, в результате чего они отвергли Его любовь и исступлённо кричали: «Распни Его, распни!», – всё это вызвало изумление и негодование во Вселенной.

Именно сатана внушил миру отвергнуть Христа. Князь зла приложил все силы и всё своё коварство, чтобы уничтожить Иисуса, ибо он видел, что милость и любовь Спасителя, Его сострадание и милующая нежность открывают миру характер Господа. Сатана боролся против каждого слова Сына Божьего и использовал людей как свои орудия, чтобы наполнить жизнь, Спасителя страданием и скорбью. Его ложные измышления и коварство, с помощью которых он стремился препятствовать работе Иисуса; ненависть, демонстрируемая через сынов непослушания; его жесточайшие обвинения в адрес Того, Чья жизнь была образцом доброты и благочестия, – всё это исходило из глубоко укоренившейся жажды мести. Всё небо, охваченное ужасом, наблюдало за тем, как на Голгофе Сына Божьего опалило страшное пламя долго сдерживаемой зависти, злобы, ненависти и мстительности.

После того как великая Жертва была принесена, Христос вознёсся на небо, отказываясь принять поклонение от ангелов до тех пор, пока не представит Отцу Своей просьбы: «которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Ин.17:24). И от престола Отца раздался ответ, исполненный невыразимой любви и силы: «И да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр.1:6). На Иисусе не оказалось ни одного пятна. Его унижение окончилось. Его жертва была принята, и Ему было дано имя превыше всякого имени.

Теперь вину сатаны невозможно было оправдать. Он обнаружил свою подлинную суть лжеца и убийцы. Теперь было ясно, что тот же дух, посредством которого он правил сынами человеческими, находившимися в его власти, проявился бы и среди небожителей. Он утверждал, что нарушение Закона Божьего принесёт свободу обитателям Вселенной и возвысит их, но, как теперь стало ясно, это привело бы их только к рабству и вырождению.

4.7. Победа Божьей любви

Сатанинская клевета на характер и правление Божье предстала в истинном свете. Он обвинял Бога в том, что, требуя от сотворённых Им существ подчинения и послушания, Он навязывал им Свою волю и просто стремился к самопраславлению, что призывая всех к самоотречению, Сам Творец ничем не жертвовал. Теперь же все увидели, что для спасения падшего и грешного рода Правитель Вселенной принёс одну из самых величайших жертв, на какую только способна любовь; ибо «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2Кор.5:19). Все увидели так же, как Люцифер, стремясь к почестям и верховной власти, открыл двери греху, Христос же, для того чтобы уничтожить грех, смирил Себя и стал послушным до смерти.

Бог показал Своё неприятие принципов мятежа. Всё небо увидело Его справедливость, проявившеюся как в осуждении сатаны, так и в искуплении человека.

На Голгофе любовь и себялюбие встретились лицом к лицу. Они были явлены миру во всей полноте: Христос, Который жил только для того, чтобы утешать и благословлять, и сатана, предавший Его смерти, проявивший тем самым ненависть к Богу. Сатана ясно показал, что настоящей целью его восстания было свержение Бога и уничтожение Того, через Которого была явлена Божья любовь.

Благодаря жизни и смерти Христа обнаружились также и помыслы человеческие. От самого рождения и до Голгофского креста жизнь Иисуса была призывом к самоотречению. Она выявила и цели людей. Иисус принёс небесную истину, и все, кто прислушивался к голосу Духа Святого, пришли к Нему. Те же, кто поклонялся самим себе, принадлежали царству сатаны. Своим отношением ко Христу люди показывают, на чьей они стороне. Таким образом, каждый выносит приговор самому себе.

В день последнего суда каждая погибшая душа поймёт, в чём заключалось отвержение истины. Крест будет явлен всем, и его действительное значение откроется каждому, кто был ослеплён беззаконием. Осуждённые грешники предстанут пред Голгофой с её таинственной жертвой. Всякое ложное обвинение будет снято. Человеческое отступничество предстанет во всём своём отвратительном виде. Тогда люди поймут, что они избрали. Тогда разрешатся все вопросы относительно того, что есть истина, а что заблуждение в вековой борьбе между добром и злом. На вселенском суде с Бога будет снято обвинение в существовании зла и терпимости к нему. Будет показано, что Божественные уставы не приводят ко греху. В Божественном правлении нет недостатков, нет поводов для недовольства. Когда будут открыты помышления всех сердец, тогда и верные Господу, и восставшие против Него соединятся, восклицая: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истины пути Твои, Царь Святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? …ибо открылись суды Твои» (Отк.15:3–4).

Своей смертью Он ответил на вопрос: имели ли Отец и Сын достаточно любви к людям, чтобы проявить на деле дух самоотречения и самопожертвования. Сатана обнаружил свою истинную сущность обманщика и убийцы. Теперь стало ясно, что сатана, будь ему позволено господствовать над небесными существами, действовал бы так же, как и с людьми. Единодушно вся Вселенная признала справедливость Божественного правления.

Искупительное служение Христа оправдало правление Бога. Всемогущий явлен как Бог любви. Обвинения сатаны опровергнуты, и сущность его выявлена. Восстание никогда больше не повторится. Грех отныне никогда не нарушит гармонию Вселенной. В вечности все будут защищены от падения.

Изгнание князя мира сего опровергнет все обвинения, которые сатана выдвигал против Бога, и поношение Неба, исходившее от него, исчезнет. Ангелы и люди устремятся к Искупителю. «И когда вознесён буду от земли, – сказал Он, – всех привлеку к Себе».

4.8. Взирая на Агнца Божьего

Итак, без креста человек не мог бы восстановить единство с Отцом, от креста зависит исполнение всех наших надежд. От него исходит свет любви Спасителя. Когда у подножия креста грешник смотрит на Того, Кто умер ради него, он может радоваться радостью неизреченной и преславной, ибо его грехи прощены. С верой преклоняя колени у креста, он достигает самого возвышенного состояния, до которого только может подняться смертный.

Через крест мы узнаём, что Отец Небесный любит нас бесконечной любовью, и не удивляемся восторженному восклицанию Павла:

«А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал.6:14). Наше преимущество – хвалиться крестом и всецело посвятить себя Тому, Кто отдал Себя за нас. Озарённые же светом, струящимся с Голгофы, мы можем начать просвещать этим светом прибывающих во мраке. Взирая на распятого Искупителя, мы более полно сознаём значимость и смысл жертвы, принесённой Величием неба. Мы постигаем славу плана спасения, и мысль о Голгофе пробуждает живые, священные чувства в наших сердцах. Мы будем славить Бога и Агнца сердцем и устами, потому что гордость и самолюбование не могут укорениться в людях, хранящих в памяти Голгофские страдания.

Тот, кто созерцает несравненную любовь Спасителя, возвысится в мыслях, очистится сердцем, преобразится в самой сущности своей. Он станет светом миру и будет отражать в определённой степени эту таинственную любовь.

Когда мы смотрим на Иисуса, «Мужа скорбей и изведавшего болезни», трудящегося для спасения погибающих, обесчещенного, осмеянного, гонимого из города в город на протяжении всего Его служения, когда мы видим Его в Гефсимании с кровавыми каплями пота на челе и в муках умирающего на кресте, – когда мы видим все это, тогда наше «я» больше не требует признания. Взирая на Иисуса, мы испытаем стыд за нашу холодность, за наше безразличие, за наш эгоизм. Тогда мы пожелаем стать хоть чем-нибудь или ничем, только чтобы от всего сердца служить своему Наставнику. Тогда мы с радостью будем нести крест за Иисусом, переносить испытания, посрамление или гонения ради Него.

Глядя на Христа, мы видим неизмеримую любовь. Мы пытаемся рассказать об этой любви и не можем подобрать нужных слов. Мы размышляем о Его жизни на земле, о Его жертве за нас, о Его служении на небе, где Он ходатайствует за нас, и об обителях, которые Он приготовил для любящих Его, невольно восклицая: «О, высота, и глубина любви Христовой!» «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши». «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1Ин.4:10; 3:1).

Эта любовь, подобно священному огню, горит на жертвеннике сердца каждого истинного ученика. Именно на земле любовь Божья была явлена во Христе, и именно на земле Его дети должны отражать эту любовь своей непорочной жизнью. Таким образом, грешники будут приведены ко кресту, чтобы созерцать Агнца Божьего.

Пусть кающийся грешник устремит свой взор на Того, Кто есть «Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин.1:29), и созерцая Его, преобразится. Его страх превратится в радость, сомнение – в надежду, в нём появится благодарность, каменное сердце сокрушится, и поток любви хлынет в душу. Христос станет в нём источником воды, текущей в жизнь вечную.

“И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесено быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин.3:14, 15; Числ.21:5-9). Все, когда-либо жившие на земле, испытывали смертельный укус “древнего змия, называемого диаволом и сатаною” (Откр.12:9). Роковые последствия греха можно устранить, только воспользовавшись средством, предложенным Богом. Израильтяне оставались в живых, когда смотрели на вознесенного змея. Их взор предполагал веру. Они оставались живыми, потому что верили в Божье Слово и в средства, которые Он дал для их исцеления. Так и грешник, взирая на Христа, будет жив. Он получает прощение через веру в искупительную жертву. В противоположность безжизненному и бессильному символу Христос содержит в Себе Самом достоинство и силу исцелять раскаивающихся грешников.

Хотя грешник и не может сам себя спасти, всё же он должен кое–что сделать для своего спасения. «Приходящего ко Мне, – говорит Христос, – не изгоню вон» (Ин.6:37). Но мы должны прийти к Нему; и, раскаиваясь в наших грехах, мы должны верить, что Он принимает и прощает нас. Вера – дар Божий, но нам следует со своей стороны проявить усилие, чтобы использовать её. Вера есть рука, которой душа держится за Божественные дары благодати и милости.

Ничто, кроме праведности Христа, не может дать нам право на получение благословений завета благодати. Многие страстно желают и стараются получить эти благословения, но не получают, так как считают, что могут сами сделать что–либо, чтобы заслужить их. Они смотрят только на Себя и забывают, что Иисус есть Спаситель, готовый удовлетворить все нужды. Мы не должны думать, что наши личные заслуги спасут нас. Христос – единственная надежда на спасение. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12).

Всецело доверяясь Богу и полагаясь на заслуги Христа – Спасителя, прощающего грехи, мы получим всю необходимую помощь, какую только пожелаем. Пусть никто не думает, что он обладает силой спасти себя самого. Иисус умер за нас, потому что мы были бессильны сделать это. В Нём наша надежда, наше оправдание и наша праведность. Сознавая свою греховность, мы не должны падать духом и бояться, что у нас нет Спасителя или что Он не питает никакого сострадания к нам. Именно в минуты нашей беспомощности Он зовёт нас прийти к Нему и обрести спасение.

Сознавая свои нужды, мы не должны тратить свои силы, чтобы жаловаться. Понимая всю свою беспомощность без Христа, нам не следует падать духом, но положиться на заслуги распятого и воскресшего Спасителя. Взгляните и живите! Иисус поручился, что спасет всякого, пришедшего к Нему. Хотя миллионы нуждающихся в исцелении отвергают Его милость, ни один их тех, кто полагается на Его заслуги, не погибнет.

Многие не желают принять Христа, пока тайны плана спасения не откроются им. Они отказываются взглянуть с верой, хотя и видят, что тысячи, взирая на крест Христа, обретают силу. Наша обязанность – прежде всего взглянуть, и взгляд веры даст нам жизнь.

4.9. На Кресте

Беспорочный Сын Божий висел на кресте. Всё Его тело покрывали рубцы. Руки, что так часто простирались для благословения, были пригвождены к брёвнам; ноги, что без устали несли Его к делам милосердия, прибиты к дереву, Его царственную голову язвили шипы тернового венца. Из дрожащих уст готов был вырваться горестный вопль. И кровь, капающая с Его чела, рук и ног, и страдания, изуродовавшие тело, и невыразимая душевная мука, когда Отец Его скрыл Своё лицо, – всё напоминает каждому сыну человеческому: это за тебя Сын Божий согласился понести бремя вины, ради тебя Он разрушает власть смерти и открывает врата рая.

Он, усмирявший разбушевавшиеся волны и ходивший по пенящимся валам, открывавший глаза и воскрешавший мёртвых, принёс Себя в жертву на кресте, и всё из любви к тебе! Он, взявший на Себя чужие грехи, испытал гнев Божественной справедливости и ради тебя стал грехом.

Бог допустил, чтобы Его гнев на беззаконие принял на Себя Его возлюбленный Сын. Иисусу надлежало быть распятым за грехи людей.

Господь славы умирал, чтобы искупить падшее человечество.

На Христа, нашего Ходатая и Искупителя, были возложены грехи всех нас. Он был причислен к злодеям, чтобы спасти нас от осуждения закона. Вина всех потомков Адама угнетала Его сердце. Отвращение Бога ко греху, Его ужасный гнев на всякое нечестие наполняли скорбью душу Его Сына. Всю Свою жизнь Христос провозглашал в этом падшем мире Благую весть о милосердии Отца и Его всепрощающей любви. Он всегда говорил, что спасение возможно даже для самого великого грешника, но теперь, когда Он понёс ужасное бремя вины всего человечества, Ему не дано было видеть участливое лицо Отца Небесного. В час наитягчайших мучений не склонился над Спасителем Божественный лик, и это пронзило Его сердце скорбью, которую никогда не понять людям.

Он испытывал такие мучения, какие предстоят каждому грешнику, когда Господь уже больше не будет ходатайствовать за грешный род. Именно сознание греха, который Он взял на Свои плечи и который навлёк на Него Отчий гнев, сделало такой горькой чашу Его страданий, сокрушив Его сердце.

Поражённые ангелы смотрели на страшную агонию Спасителя. Всё небесное воинство терзалось этим ужасным зрелищем. Неодушевленная природа сострадала своему поруганному и умирающему Создателю. Солнце отказалось освещать это ужасное зрелище. Его яркие лучи внезапно померкли. Непроницаемый мрак, подобно погребальному покрову, окутал крест. «И сделалась тьма по всей земле до часа девятого». Эта кромешная тьма не была вызвана затмением солнца или другим природным явлением. Такое чудодейственное свидетельство дал Бог, чтобы утвердить веру последующих поколений.

Этой непроницаемой мглой, словно покрывалом, Господь скрыл Своё присутствие и Свою славу от человеческих глаз. Вместе со святыми ангелами Он сошёл ко кресту. Отец не покинул Своего Сына, но Его присутствие было незримо. Если бы Его слава воссияла из облака, все люди, увидевшие этот свет, погибли бы. В тот ужасный час Христос не должен был получать утешение от Отца. Он топтал точило Один, и никого из людей не было с Ним.

В густой тьме Бог скрыл последние человеческие мучения Своего Сына. Все, видевшие страдания Христа, убедились в Его Божественности. Кто хоть один раз видел лицо Иисуса, не мог забыть Его. Как на Каине отражались его вина убийцы, так и на лике Христа запечатлелись невинность, безмятежность и человеколюбие – образ Божий. Но обвинявшие Иисуса не вняли этому небесному знаку. На протяжении долгих часов мучений Христа не него глазела насмехающаяся толпа, но теперь Он был милосердно скрыт Божественным покровом. …Затем «возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Лама савахвани? – то есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»

Присутствующие молча ждали конца этого ужасного зрелища. Солнце засияло вновь, но крест по–прежнему был окутан тьмой. Священники и правители смотрели на Иерусалим. И вот непроницаемый мрак покрыл город и равнины Иудеи. Солнце правды, Свет миру, перестало освещать Иерусалим, получивший в прошлом столь великое благословение. Яростные молнии Божьего гнева были обращены на этот осуждённый город.

Но вдруг мрак вокруг креста рассеялся, и громоподобно прозвучал голос, который, казалось, разнёсся по всему миру: «Совершилось!», «Отче, в руки Твои предаю Дух Мой». Свет озарил крест, и лицо Спасителя, подобно солнцу, засияло славой. Затем Он склонил голову на грудь и умер.

Среди невообразимой тьмы, лишившись поддержки Бога, Христос допил последние капли из чаши людского горя. В эти ужасные часы Он положился на данное Ему ранее свидетельство, что Отец принимает Его. Он знал Своего Отца, Он верил в Его справедливость, Его милосердие и Его великую любовь. Он доверился Тому, Кому всегда с радостью повиновался. И когда Он покорно предал Себя Богу, то уже не чувствовал, что лишён Отцовского благоволения. Веруя, Христос стал Победителем.

4.10. «Совершилось!»

Христос не отдал Свою жизнь до тех пор, пока не совершил дело, ради которого пришёл, и при последнем вздохе сказал: «Совершилось!» (Ин.19:30). Битва была выиграна. Его десница, Его святая рука доставила Ему победу. Как победитель Он утвердил Своё знамя на вечных высотах. Как же не могли радоваться ангелы?! Все небеса праздновали победу Спасителя. Сатана был сражён, он знал, что потерял своё царство.

Для ангелов и безгрешных миров возглас «Совершилось!» имел большое значение. Для них так же, как и для нас, это означало, что великое дело искупления совершилось и можно принять плоды победы Христа.

4.10 Царство благодати

Царство благодати было установлено сразу же после падения человека, когда был задуман план искупления виновного человечества. Оно существовало согласно этому плану и по обетованию Божьему, и посредством веры люди могли стать его подданными. Однако во всей полноте оно было установлено только после смерти Христа. Даже начав Свое земное служение, Христос, измученный и удрученный упрямством и неблагодарностью людей, мог отказаться от Голгофской жертвы. В Гефсимании чаша страданий дрожала в Его руке. Даже в тот момент Он мог стереть кровавый пот со Своего чела и оставить греховное человечество погибать в беззаконии. И если бы Он поступил так, тогда падший человек лишился бы возможности искупления. Но когда Спаситель отдал Свою жизнь и с последним вздохом произнес: «Совершилось», тогда исполнение плана спасения было гарантировано. Обетование о спасении, данное в Едеме согрешившей чете, исполнилось. Царство благодати, которое до сих пор держалось только на обетовании Бога, теперь было окончательно установлено.

В момент смерти Сына Божьего реальность встретилась со своим прообразом. Великая жертва была принесена. Путь во Святое святых открыт. Новый путь непосредственно к Богу приготовлен для всех. Погрязшее в грехах, скорбящее человечество больше не нуждается в служении первосвященника. С этого времени Спаситель будет Священником и Ходатаем на небе. Как бы живой голос обратился к поклоняющимся: «Настал конец всем жертвам и приношениям за грех». Сын Божий пришёл согласно слову: «Вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже». Со Своею кровью Он однажды «вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление» (Евр.10:7; 9:12).

Тех, кто доверяется Ему, Он никогда не разочаровывает. Он выдержал все испытания. Он вынес тяжесть вины Адама и вины его потомков и оказался победителем сил зла. Он носит бремя грехов всех кающихся грешников. Во Христе виновное сердце находит успокоение. Он – надёжное основание. Все, кто полагается на Него, будут в полной безопасности.

План спасения открыл перед человечеством великие возможности.

Всем безвозмездно предлагается прощение. Каждый может примириться с Богом и наследовать жизнь вечную.

4.11. Непреложность Закона

Но Христос пришёл на землю не только для того, чтобы ценой страданий и смерти искупить человека. Ему предстояло «возвеличить и прославить закон». И не только для того, чтобы жители земли относились к нему с должным почтением, но чтобы доказать всем обитаемым мирам во Вселенной, что Закон не изменяем. Если бы было возможным отменить его предписания, тогда Сыну Божьему не было бы нужды отдавать Свою жизнь, чтобы искупить его нарушителей. Смерть Христа доказывает его непреложность. И эта жертва, на которую Отца и Сына подвигла безграничная любовь к грешникам, свидетельствует всей Вселенной о том, что справедливость и милость – основание Закона и правления Господа. Только этот план искупления, и ничто меньшее, мог восстановить правду о характере Божьем.

На последнем суде выяснится, что для возникновения греха нет никакой причины. Когда Судья всей земли потребует у сатаны ответа: «Почему ты восстал против Меня и увёл подданных Моего Царства?», зачинщик зла не сможет ничего сказать в своё оправдание. Никто не произнесёт ни слова, и всё мятежное воинство утратит дар речи.

Голгофский крест подтверждает незыблемость Закона и показывает всей Вселенной, что наказание за грех – смерть. Предсмертный возглас Спасителя: «Совершилось!» прозвучал для сатаны смертельным приговором. Исход великой борьбы, которая длилась столько времени, определился, и стало возможным окончательное искоренение зла. Сын Божий прошёл через врата могилы, чтобы «смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, дьявола» (Евр.2:14). Желание Люцифера возвыситься выразилось в словах: «Выше звёзд Божиих вознесу престол мой… буду подобен Всевышнему» (Ис.14:13–14). Господь говорит: «Я превращу тебя в пепел на земле… и не будет тебя во веки» (Иез.28:18–19). Когда «придёт день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Мал.4:1).

Вся Вселенная увидит, что есть грех и каковы его последствия. И его полное уничтожение, которое, совершись оно в самом начале, повергло бы ангелов в страх и навлекло бы бесчестье на Бога, ныне будет доказательством Его любви и возвысит Его перед обитателями Вселенной, которые находят наивысшее наслаждение в исполнении Его воли и в чьих сердцах запечатлён Его Закон. Никогда больше не будет зла. Слово Божье говорит: «И бедствие уже не повторится» (Наум.1:9). Закон Божий, который сатана представил рабским ярмом, будет почитаться законом свободы. Испытанное и выдержавшее испытание творение никогда больше уже не поколеблется в своей верности Тому, Кто в полной мере открылся перед ним во всей Своей непостижимой любви и безграничной мудрости.

4.12. Он воскрес!

Христос воскрес! Он живёт, чтобы ходатайствовать за нас. Эта надежда подобно прочному, испытанному якорю. Верьте – и вы увидите славу Божью! Когда могущественный ангел провозгласил над могилой Христа: «Твой Отец зовёт Тебя», Спаситель вышел из могилы благодаря той жизни, которая была в Нём Самом. Теперь была доказана истинность Его слов: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её… имею власть отдать её и власть имею обратно принять её». Теперь исполнилось пророчество, некогда данное Им священникам и начальствующим: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин.2:19; 10:17–18).

Над отверстым гробом Христос торжественно провозгласил: «Я есмь воскресение и жизнь». Эти слова мог произнести только Бог. Все сотворённые Им существа живут, движимые Божьей волей и силой. Они зависят от Бога, ибо получают жизнь от Него; от превознесённого серафима до самого ничтожного земного существа – всё питается от Источника жизни. Только Тот, Кто есть одно с Богом, мог сказать: «Я имею власть отдать Мою жизнь и власть принять её снова». Имея Божественную природу, Христос обладал силой разорвать узы смерти.

4.13. Обетование вечной жизни

Иисус произнес: «Я есмь воскресение и жизнь!» Христос обладает жизнью — самобытной, незаимствованной, изначальной. «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь» (1Ин.5:12). Божественность Христа — эта гарантия вечной жизни верующего в Него. «Верующий в Меня, — сказал Иисус, — если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» В этих словах Христос имел в виду время Своего Второго пришествия. Тогда умершие праведники восстанут нетленными, а живые праведники будут взяты на небо, не увидев смерти.

Для верующего Христос есть воскресение и жизнь. В нашем Спасителе жизнь, утраченная по причине греха, восстановлена, так как Он имеет жизнь в Самом Себе, чтобы оживлять всех, кого пожелает. Он наделён правом, даровать бессмертие. Жизнь, которую Он отдал за человечество, Он принимает снова и дарит её людям.

«Я пришёл для того, – сказал Он, – чтоб имели жизнь и имели с избытком». «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам Ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную». «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.4:14; 6:54; 10:10).

4.14 Будущая слава

Для верующего смерть ничего не значит. Христос говорит о ней как о кратком мгновении. «Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек», «тот не вкусит смерти вовек». Для христианина смерть — это сон, мгновение безмолвия и тьмы. «Жизнь сокрыта со Христом в Боге». «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Ин.8:51, 52; Кол.3:4).

Он «примет славу». Христу принадлежит слава искупления падшего рода человеческого.
В вечности будет звучать песнь искупленных «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею… слава и держава во веки веков!» (Откр.1:5–6).
Иисус жив, а раз Он жив, то и мы будем жить. Вознесём же песнь радости и сердцами, исполненными благодарности, и устами, очищенными священным огнём.

4.15. Путь ко Христу

Каждое истинное обращение к Богу непременно вносит в жизнь радость. Когда грешник вверяет себя Святому Духу, он начинает видеть разницу между своей греховностью и испорченностью и святостью Того, Кому открыты все сердца. Он сознаёт себя осуждённым грешником. Но не следует впадать в отчаяние, ибо его грешника ждёт прощение. Он может радоваться мысли о том, что его грехи прощены; он может ликовать во всепрощающей любви Небесного Отца. Бог прославляется тем, что раскрывает греховному, но раскаявшемуся человеку объятия Своей любви, перевязывает раны, очищает от греха и облекает в ризы спасения.

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» (Мат.11:28).

Эти слова утешения были сказаны людям, следовавшим за Иисусом. Спаситель утверждал, что только через Него они могут приобщиться к Богу. О Своих учениках он говорил как о людях, которым дано знание небесных истин. Но ни один их них не испытывал такого чувства, будто он лишён Его заботы и любви. Все труждающиеся и обременённые могут прийти к Нему.

Книжники и раввины, несмотря на пунктуальное соблюдение религиозных форм, испытывали духовную жажду, которую не могли утолить обряды покаяния. Делая вид, что они довольствуются земным и чувственным, мытари и грешники в глубине сердца таили страх и неуверенность. Иисус не отвращал взора Своего от разочарованных и обременённых, от тех, чьи надежды рухнули, от тех, кто стремился успокоить томящуюся душу, предаваясь земным радостям. Христос призвал всех найти в Нём покой.

С нежностью Он обращался к труженикам: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим».

Эти слова Христос говорит каждому человеку. Труждающиеся и обременённые – все люди, хотя они могут этого не сознавать. Каждый из нас влачит бремя, которое только Христос может снять. Самое тяжёлое бремя – это бремя греха. Если бы нам пришлось в одиночку нести его, оно раздавило нас. Но наше место занял Безгрешный. «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис.53:6). Он понёс бремя нашей вины. Он снимет груз с наших усталых плеч. Он даст нам покой. Он так же понесёт бремя забот и печалей. Он призывает возложить все наши заботы на Него, потому что мы дороги Ему.

Наш старший брат находится у вечного престола. Он взирает на каждую душу, которая обращается к Нему как к Спасителю. На собственном опыте Он знает человеческие слабости и нужды; Он знает силу искушения: ведь Он, как и мы, был искушаем во всём, но не совершил греха. Он охраняет тебя, трепещущее дитя Божье! Ты искушаем? Он избавит тебя от соблазна. Ты слаб? Он укрепит тебя. Ты невежественен? Он просветит тебя. Ты изранен? Он исцелит. Господь «исчисляет количество звёзд», и Он «исцеляет сокрушённых сердцем и врачует скорби их» (Пс.146:4, 3). «Придите ко Мне», – призывает Он. Каковы бы ни были твои тревоги и тяготы, расскажи о своих бедах Господу. Он укрепит твой дух. Тебе откроется путь к освобождению от трудностей и забот. Чем глубже ты осознаёшь свою слабость и беспомощность, тем скорее найдёшь поддержку в Нём. Чем тяжелее твоё бремя, тем блаженнее будет покой, когда ты обратишься к Тому, Кто носит все бремена. Покой, который предлагает Христос, зависит от четко определенных условий. Их может выполнить каждый. Господь говорит нам, как мы можем обрести Его покой.

«Возьмите иго Мое на себя», – говорит Иисус. Иго – это орудие служения. Его надевают на животное для того, чтобы оно могло работать. На этом примере Христос стремится открыть нам одну истину: мы призваны на служение, которое продлится до конца наших дней. Мы должны взять на себя Его иго, чтобы стать Его соработниками.

Иго, которое делает нас служителями Бога, – это Его закон.

4.16. «Я искупил тебя»

Дорогой читатель! Ты до сих пор шел своим собственным путем? Далеко ли ушел ты от Бога? Отведал ли плодов беззакония, неизбежно оставляющих на устах вкус горечи? И теперь, когда твои жизненные планы рухнули, а надежды умерли, ты чувствуешь себя одиноким и заброшенным? Тот голос, который столько раз обращался к твоему сердцу, но ты ему не внимал, снова повторяет доступные и простые слова: «Встаньте и уходите, ибо страна сия не есть место покоя; за нечистоту она будет разорена и притом жестоким разорением» (Михей 2:10). Вернись в дом твоего Отца. Тебя зовут: «Обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя». «Приклоните ухо ваше, и придите ко Мне; послушайте, и жива будет душа ваша; и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду» (Ис.44:22; 55:3).

Не слушай нашептываний врага, который предлагает тебе сначала самому стать лучше, а потом прийти к Богу. Если ты будешь ждать такого момента, то никогда не придешь к Нему. Когда сатана указывает тебе на твои грязные одежды, повторяй обетование Спасителя: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин.6:37). Скажи врагу, что кровь Иисуса Христа очищает от всякого греха. Пусть молитва Давида станет твоей молитвой: «Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега» (Пс.50:9).

«Вместо того чтобы терзаться из–за своих грехов, приди в объятия Искупителя. Уповай на Него, полагайся на праведность Его жизни, верь в искупительную силу Его смерти… Повинуйся Сыну Божьему. Он стал Человеком, чтобы дать тебе уверенность в благоволении Господа. Люби Его, ибо Он прежде возлюбил тебя.»

Когда совесть обличает тебя во грехе, помни, что Я умер за тебя, говорит Господь; когда тебя притесняют, преследуют и угнетают за имя Моё и за Евангелие, вспомни Мою любовь, которая так велика, что Я отдал за тебя Свою жизнь. Когда твои обязанности кажутся тебе тяжкими, а бремена твои невыносимыми, вспомни, что ради тебя Я понёс крест, пренебрегши посрамлением. Когда ты страшишься суровых испытаний, вспомни, что твой Искупитель жив, чтобы ходатайствовать за тебя.

Иисус знает состояние каждой души. Вы можете говорить: «Я грешник, великий грешник». Вполне возможно. Но чем вы хуже, тем больше нуждаетесь в Иисусе. Он никогда не отвернётся ни от одной плачущей, сокрушающейся души. Он, конечно, не каждому раскрывает всё, что может открыть, но всякому трепещущему человеку Он повелевает: «Мужайся!» Он охотно прощает всех, кто приходит к Нему получить прощение и избавление от греха.

Христос мог бы повелеть ангелам небесным вылить чаши Его гнева на наш мир, чтобы уничтожить всех, кто исполнен ненависти к Богу. Он мог бы стереть это тёмное пятно со Своей Вселенной. Но Он не делает этого. Он сегодня стоит у жертвенника курений, вознося Богу молитвы всех, кто жаждет Его помощи.

Тех, кто ищет в Нём убежище, Иисус ограждает от обвинений и раздоров. Ни человек, ни ангел не могут осудить таких людей. Христос делает их причастниками Своего богочеловеческого естества. Эти люди стоят рядом с великим Искупителем греха в свете, исходящим от Божьего престола. «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим.8:33–34).

4.17. Читатель, Он любит тебя!

Иисус так хорошо знает каждую душу, как будто только ради неё одной принял смерть. Страдание каждой души трогает Его сердце, крик о помощи достигает Его слуха. Он пришёл, чтобы привлечь всех людей к Себе. Он говорит им: «Следуйте за Мной», и Его Дух влияет на их сердца, побуждая прийти к Нему. Многие отказываются прийти. Иисус знает и таких. Но Он также знает и тех, которые с радостью слышат Его зов и готовы откликнуться на Его пастырскую заботу. Он говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, И Я знаю их, и они идут за Мною».

Он заботится о каждом человеке так, словно кроме него нет никого на земле.

“Он зовет своих овец по имени и выводит их… овцы за ним идут, потому что знают голос его”. В странах Востока пастух не гонит своих овец. Он полагается не на силу или страх — идя впереди, он зовет своих овец. Они знают его голос и повинуются ему. Спаситель обращается с нами так же, как пастырь со своими овцами. Писание говорит: “Как стадо вел Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона”. Через пророка Иисус заявляет: «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простёр к тебе благоволение» Он никого не принуждает идти за Собой. «Узами человеческими влёк Я их, узами любви», говорит Он (Пс.77:20; Иер.31:3; Ос.11:4).

Не страх перед наказанием и не надежда на вечную награду побуждает учеников Христа следовать за Ним. Они созерцают несравненную любовь Спасителя, явленную во время Его странствования на земле, от яслей в Вифлееме до Голгофского креста, и взор Иисуса привлекает, смягчает и покоряет душу. Любовь пробуждается в сердцах тех, кто взирает на Него. Они слышат Его голос и следуют за Ним.

Как пастух идет впереди своего стада, первым встречая опасности на пути, так и Иисус идет вместе со Своим народом. “И когда выведет своих овец, идет перед ними”. Путь на небо освящён следами ног Спасителя. Этот путь может быть крутым и каменистым, но Иисус уже преодолел его. Он проторил для нас тропинку в колючем тернии, делая путь для нас более лёгким. Всякое наше бремя Он несёт вместе с нами.

Хотя ныне Иисус вознёсся и восседает на троне Вселенной, Он остался таким же сострадательным к нам. И сегодня это нежное и полное сочувствия сердце открыто для всякого человеческого горя. И сегодня пронзённая рука простёрта, чтобы ещё обильнее благословлять Его народ по всему миру: «И не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей».

Душа, отдавшая себя Христу, драгоценнее в Его очах, нежели весь мир.

Спаситель перенёс бы муки Голгофы и ради одного человека, чтобы спасти его для Своего царства. Он никогда не оставит того, за кого Он умер. До тех пор, пока идущие за Ним сами не оставят Его, Он будет оберегать их.

Во всех наших испытаниях мы имеем неизменного помощника. Он не оставит нас одних сражаться с искушениями и бороться со злом, ибо мы в конце концов были бы сокрушены тяготами и горестями. Хотя сейчас Он и сокрыт от взора смертных, но вера поможет услышать Его голос, говорящий: «Не бойся, Я с тобою». «И живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков» (Откр.1:18). Я перенёс ваши горести, испытал всю вашу борьбу, встретился с вашими искушениями. Я знаю ваши слёзы, Я также плакал. Мне ведомы печали, которые настолько глубоки, что не могут быть доверены ни одному человеку. Не думайте, что вы одиноки и оставлены. Хотя ваша боль не трогает ни одно сердце на земле, взирайте на Меня и живите. «Горы сдвинутся, и холмы поколеблются – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» (Ис.54:10).

Но как бы пастух ни любил своих овец, своих сыновей и дочерей он любит сильнее. Иисус не только наш Пастырь. Он наш вечный Отец. “Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня; как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца” (Иоанна 10:14, 15). Какие чудесные слова! “Единородный Сын, сущий в недре Отчем” есть Тот, Кого Бог объявил “Ближним Моим” (Захария 13:7). Единство между Ним и вечным Богом уподобляется единству между Христом и Его детьми на земле!

Поскольку мы – дар Его Отца и награда за Его труды, Иисус любит нас. Он любит нас как своих детей. Читатель, Он любит тебя! Само Небо не может подарить нам что–либо большее или лучшее. И поэтому – верь!

4.18. Небесный Ходатай

И с небес, где царит радость, к нам на землю доносится эхо чудесных слов Христа: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20:17). Небесная семья и земная семья едины. Ради нас Господь наш вознёсся и ради нас Он живёт. «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр.7:25).

4.19. Святое поручение

Перед вознесением на небо Христос оставил ученикам поручение. Он повелел им исполнить Его завещание и передать миру сокровища вечной жизни. «Вы свидетели Моей жертвенной жизни ради спасения этого мира, – сказал Он им, – вы видели, как трудился Я для Израиля; Мой народ не пришел ко Мне, чтобы обрести жизнь; хотя священники и правители отвергли Меня, поступили со Мной, как хотели, но им будет дана еще одна возможность принять Сына Божьего. Я охотно принимаю всех приходящих ко Мне и исповедующих свои грехи.

Приходящего ко Мне не изгоню вон. Вам, Моим ученикам, Я поручаю эту весть милости. Да будет она проповедана и иудеям, и язычникам – сначала Израилю, а затем всем народам, языкам и племенам. Все, кто уверует, будут собраны в одну Церковь».

Поручение проповедовать Евангелие – это великий миссионерский устав Царства Христова.

Ученикам следует ревностно трудиться для спасения душ, возвещая всем милостивый призыв. Им не нужно ждать, пока люди придут к ним; им надо идти со своей вестью к людям.
Ученики были призваны продолжать дело во имя Христа. Каждому их слову и поступку надлежало привлекать внимание людей к Его имени, потому что только в Нем заключалась та жизненная сила, которая могла спасти грешников. Их вера должна была сосредоточиваться на Том, Кто является источником милости и силы. Во имя Его они могли возносить моления к Отцу и получать ответ. Они должны были крестить уверовавших во имя Отца, Сына и Святого Духа. Имя Христа должно быть их знаменем, их символом, объединяющей силой, источником успехов; Его могуществом должны были скрепляться все их действия. В Его Царстве признается лишь то, что носит Его имя.

Когда Христос сказал ученикам: идите, проповедуя во имя Мое, и собирайте в Церковь всех верующих, Он указал им на необходимость сохранять простоту, считая, что чем скромнее они будут, тем сильнее окажется их доброе влияние, а посему ученикам следует говорить так же просто и ясно, как Христос, и внушать своим слушателям те уроки, которые Он преподал им.

Христос говорил ученикам, что труд их не будет легким, что злые силы ополчатся против них. Им придется сражаться «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12). Но они не будут сражаться в одиночку: Он заверил их, что Сам пребудет с ними; Всемогущий защитит их, если они пойдут вперед с верой. Он призвал их быть мужественными и твердыми, ибо среди них Тот, Кто могущественнее ангелов, – Вождь воинства небесного. Он сделал все необходимое, чтобы они выполнили эту работу, и взял на Себя ответственность за ее успех, ибо до тех пор, пока они повинуются Его слову и трудятся вместе с Ним, они не потерпят неудачу. «Идите ко всем народам, – повелел Он, – идите в самые отдаленные уголки земного шара в полной уверенности, что Я буду с вами и там. Трудитесь с верой и доверием, ибо Я никогда не оставлю вас. Я всегда буду с вами, Я помогу выполнить долг ваш, Я буду направлять, утешать, освящать, поддерживать вас, Я вложу в ваши уста слова, которые привлекут внимание людей к небесным сокровищам».

Жертва Христа во имя человечества была полной и совершенной. Условие искупления было выполнено, дело, ради которого Он пришел в этот мир, совершено. Он завоевал Царство, отняв его у сатаны и Сам став Наследником всего. Он направлялся к престолу Божьему, чтобы принять почести от небесного воинства. Облеченный безграничной властью, Он дал ученикам поручение: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:19–20).

Оставляя учеников, Христос еще раз указал им на сущность Своего Царства и напомнил, что не собирается устанавливать в этом мире земное владычество или воссесть на престоле Давидовом как монарх. Когда ученики спросили Его: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?», Он ответил: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян.1:6–7). Им не нужно было знать отдаленного будущего – они должны были довольствоваться теми откровениями, которые были даны им, и возвещать евангельскую весть.

Близился час разлуки с учениками, но Христос обещал дать им новую силу. Святой Дух должен был излиться на них во всей полноте, чтобы они могли выполнить порученное дело. «Я пошлю обетование Отца Моего на вас, – сказал Спаситель, – вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк.24:49). «Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым». «…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:5, 8).

Однако Спаситель знал, что никакие доводы разума не смягчат огрубелые сердца и не разрушат коросту земных интересов и себялюбия. Он знал, что Его ученики должны принять небесный дар, что Евангелие окажется действенным лишь тогда, когда будет проповедано людьми, чьи сердца согреты живым знанием Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь, и Он Сам вложит Свои слова в их уста. Ученикам придется долго трудиться, потому что против них ополчатся все силы зла. Бдительный и решительный вождь руководит силами тьмы, и последователи Христа могут сражаться за правду только с помощью Божьей, которую Он будет оказывать им через Духа Святого.

4.20. Обетование о Святом Духе

Святой Дух — это величайший из всех даров, который Он мог попросить у Отца для нравственного возвышения Своего народа. Дух должен оказывать возрождающее влияние, а без Него жертва Христа была бы напрасной. Влияние зла увеличивается на протяжении многих веков, и поразительно, с какой покорностью люди отдаются в рабство сатане. Греху можно сопротивляться и противостоять только благодаря могущественному влиянию Третьей Личности Божества, Духа Святого, Которая проявляет себя не в видоизмененной энергии, но во всей полноте Божественной силы, очищающей сердце. Дух делает действенным все, что совершил Искупитель мира.

Посредством Духа верующий становится причастником Божеского естества. Христос даровал нам Свой Дух как Божественную силу для победы над всеми унаследованными и приобретенными наклонностями ко злу и запечатления Своего характера в Своей Церкви.

Иисус сказал о Духе: “Он прославит Меня”. Спаситель пришел, чтобы прославить Отца, явив Его любовь. Так и Дух должен прославить Христа, являя Его благодать миру. Образ Божий должен быть восстановлен в человечестве, а прославляет Бога и Христа совершенство характера детей Божьих.

“Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде”. Проповедь Слова не принесет пользы без постоянного присутствия и поддержки Святого Духа. Только Он является действенным Учителем Божественной истины. Лишь когда Сам Дух откроет истину сердцу, она пробудит совесть и преобразит жизнь. Человек может искусно излагать Слово Божье, он может досконально знать все повеления и обетования, но если Святой Дух не доведет истину до сознания, ни одна душа не упадет на Камень и не разобьется (см. Мат.21:44). Без участия Духа Божьего никакое образование, никакие преимущества, как бы велики они ни были, не могут сделать человека носителем света. Семя Евангелия не даст всходов, если роса небесная не вдохнет в него жизнь. Прежде чем была написана первая книга Нового Завета, прежде чем была произнесена первая евангельская проповедь после вознесения Христа, Святой Дух сошел на молящихся апостолов. После этого их враги свидетельствовали о них: “Вы наполнили Иерусалим учением вашим” (Деян.5:28).

Христос обещал Своей Церкви дар Святого Духа, и это обетование относится к нам так же, как и к первым Его ученикам, но дано оно, как и всякое обетование, на определенных условиях. Многие верят обетованию Господа и во всеуслышание заявляют, что оно принадлежит им. Они говорят о Христе и Святом Духе, однако не получают от этого никакой пользы, так как не вверяют себя Божественной силе. Мы не можем использовать Святого Духа, но Дух должен использовать нас. Через Духа Бог производит в нас “хотение и действие по Своему благоволению” (Флп.2:13). Однако многие хотят не подчиниться Ему, а управлять сами собой. Вот почему они не получают небесного дара. Дух дается только тем, кто смиренно ждет милости от Бога, кто ищет Его водительства и Его благодати. Люди должны проявить готовность просить и получать силу Божью — тогда они будут иметь ее. Это обещанное благословение, получаемое по вере, приносит с собой и другие благословения. Оно дается по богатству благодати Христовой, и Он готов даровать его каждой душе по мере ее способности принимать.

4.21. «Научите все народы!»

Христос сказал ученикам, что начинать свою работу они должны в Иерусалиме. Этот город стал местом, где была принесена Его потрясающая жертва ради спасения человечества. Там, приняв облик человека, ходил Он и беседовал с людьми, и лишь немногие осознали, насколько близким стало Небесное Царство. Там Его осудили и распяли. Некоторые в Иерусалиме втайне верили, что Иисус из Назарета – Мессия; другим же, обманутым священниками и правителями, нужно было услышать евангельскую весть, чтобы встать на путь покаяния и понять чудесную истину: только через Христа можно получить прощение грехов. Как раз тогда, когда весь Иерусалим был взволнован удивительными событиями последних недель, проповедь учеников должна была произвести наибольшее впечатление.

Во время Своего служения Иисус постоянно внушал ученикам, что они должны объединиться с Ним в деле освобождения мира от рабства греха. Когда Он посылал двенадцать, а затем семьдесят учеников проповедовать о Царстве Божьем, Он учил, что их долг – передавать другим то, что Он открыл им. Всеми силами готовил Он их к самостоятельной работе, которая охватит самые отдалённые уголки земли. Последний урок, преподанный Им Своим последователям, заключается в том, что им вверена радостная весть спасения, которую они должны возвестить миру.

4.22. Вознесение

Перед вознесением Христос повел учеников в Вифанию. Собрав их вокруг Себя и простерев руки в благословении, как бы заверяя их в Своей заботе и защите, Он начал медленно возноситься. «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:51).

4.23. «Приду опять»

В то время как ученики пристально смотрели вверх, чтобы в последний раз увидеть своего возносящегося Господа, Он был принят в торжествующие ряды небесных ангелов. Сопровождая Его в вышние обители, они радостно пели: «Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, шествующего на небесах небес… Воздайте славу Богу! Величие Его – над Израилем, и могущество Его – на облаках» (Пс.67:33–35).

Ученики все еще вглядывались в небо, как «вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:10, 11).

Обетование Второго пришествия Христа должно было всегда жить в памяти учеников. Тот самый Иисус, Которого они видели возносящимся на небо, придет опять, чтобы взять к Себе тех, которые здесь, на земле, отдают себя на служение Ему. Тот самый голос, который сказал им: «Се, Я с вами во все дни до скончания века», пригласит их войти к Нему в Небесное Царство.

Подобно тому, как в прообразном служении первосвященник снимал с себя торжественные священнические одежды и совершал богослужение в белом одеянии простого священника, Христос снял с Себя царские одежды, принял облик человека и принес Себя в жертву, будучи одновременно и священником, и жертвой. Подобно тому, как первосвященник после совершения служения во Святом святых выходил к ожидавшему его народу в торжественных священнических одеждах, Христос придет во второй раз, одетый в белоснежную одежду «как на земле белильщик не может выбелить» (Мк.9:3). Он придет в Своей славе и в славе Отца Своего, и все ангельское воинство будет сопровождать Его.

Так исполнится обетование Христа ученикам: «Приду опять и возьму вас к Себе» (Ин. 14:3). Возлюбивших Его и ожидавших Его явления Он увенчает славой, честью и бессмертием. Мертвые праведники выйдут из могил и вместе с живыми вознесутся навстречу Господу. Они услышат голос Иисуса, более сладкозвучный, чем самая прекрасная музыка, говорящий: ваша борьба окончена. «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34).

И ученики возрадовались в надежде на возвращение своего Господа.

4.24. «Эммануил, с нами Бог!»

Самоотверженная любовь Христа соединила жителей земли и небес с Творцом нерушимыми узами.

Дело спасения будет завершено. Где когда–то умножался грех, там стала преизобиловать Божья благодать. Земля, которую сатана пока ещё считает своей вотчиной, будет не только отнята у него, но и возвеличена. Наш маленький мир, над которым тяготело проклятие греха, ставший единственным тёмным пятном в славном мироздании, получит особый статус среди прочих цивилизаций. Именно здесь, на нашей планете, где Сын Божий жил среди людей, где Он, Царь славы, страдал и умер, – именно здесь Господь, сотворив всё заново, поставит свою скинию. «Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их». И бесконечно искупленные будут ходить в свете Божьем, и славить Его за неизреченный дар:

«Эммануил, с нами Бог».

 

*Комментарии к двенадцати темам «Библейского плана спасения» составлены на основе книг христианской писательницы Елены Г. Уайт (1827-1915) из серии «Конфликт веков»:

  1. Патриархи и пророки (1890)
  2. Пророки и цари (1917)
  3. Желание веков (1890)
  4. Деяния апостолов (1911)
  5. Великая борьба (1911)

Исполнители текста аудио-семинара: Метлов Николай, Галина Самсонова

Возврат к началу страницы

Перейти к вопросам по теме: Вопросы Темы 4

Перейти к следующей теме: Тема 5. Иисус наш Первосвященник


© Школа тематического изучения Библии "БиПлан 365+" 1993-2024
Евангельско – миссионерскому проекту "Библейский план спасения" более 30 лет
¹ После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его (Откровение 18:1)

 

Поделиться: