Ключевые мысли темы:
«Не нарушу завета Моего».
Исх.20:3–17; Втор.4:13; Пс.88:35; 110:7–8; 118:89, 142
«Я соблюл заповеди Отца Моего».
Ис.42:21; Пс.39:8–9; Мф.5:17; Ин.15:10; 14:15–17; 3:7
«Вложу законы Мои в сердца их».
Иез.36:26–27; Евр.10:15–16; 2Кор.3:2–3; Ин.13:35; 1Ин.5:2–3
Любовь есть исполнение закона.
Мф.22:37-38; 2Ин.1:6; Мф.22:39-40; Рим.13:9–10; Гал.5:14
Библейские тексты для изучения:
- Исход 20:3 — Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
- Исход 20:4 — Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
- Исход 20:5 — не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
- Исход 20:6 — и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
- Исход 20:7 — Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
- Исход 20:8 — Помни день субботний, чтобы святить его;
- Исход 20:9 — шесть дней работай и делай всякие дела твои,
- Исход 20:10 — а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих;
- Исход 20:11 — ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
- Исход 20:12 — Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
- Исход 20:13 — Не убивай.
- Исход 20:14 — Не прелюбодействуй.
- Исход 20:15 — Не кради.
- Исход 20:16 — Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Исход 20:17 — Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
- Второзаконие 4:13 — И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях.
- Псалом 88:35 — Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.
- Псалом 110:7 — Дела рук Его–истина и суд; все заповеди Его верны,
- Псалом 110:8 — Тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте.
- Псалом 118:89 — На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах.
- Псалом 118:142 — Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина.
- Исаия 42:21 — Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон.
- Псалом 39:8 — Тогда Я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о Мне:
- Псалом 39:9 — Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.
- Матфей 5:17 — Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
- Иоанн 15:10 — Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
- Иоанн 14:15 — Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
- Иоанн 14:16 — И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
- Иоанн 14:17 — Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
- Иоанн 3:7 — Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
- Иезекииль 36:26 — И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.
- Иезекииль 36:27 — Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.
- Евреям 10:15 — О сем свидетельствует нам и Дух Святой; ибо сказано:
- Евреям 10:16 — Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их.
- 2 Коринфянам 3:2 — Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками;
- 2 Коринфянам 3:3 — Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.
- Иоанн 13:35 — По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
- 1 Иоанна 5:2 — Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.
- 1 Иоанна 5:3 — Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.
- Матфея 22:37 — Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» —
- Матфея 22:38 — сия есть первая и наибольшая заповедь;
- 2 Иоанна 1:6 — Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.
- Матфея 22:39 — вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»;
- Матфея 22:40 — на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
- Римлянам 13:9 — Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя».
- Римлянам 13:10 — Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона.
- Галатам 5:14 — Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя».
* Комментарий к теме 7. Закон и Евангелие:
Содержание
- 7.1. Закон Божий в небесном Святилище
- 7.2. Вечный Закон любви
- 7.3. Борьба сатаны против Закона Божьего
- 7.4. Пренебрежение Законом Божьим
- 7.5. Закон и Евангелие
- 7.6. «Не нарушить, но исполнить…»
- 7.7. Преобразующая сила послушания
- 7.8. Десять заповедей
- 7.9. Милосердие и справедливость
- 7.10. Обращение и освящение
- 7.11. Дар праведности Христа
- 7.12. Рождение свыше
- 7.13. Возрастание в Божьей благодати
- 7.14. «Просите и получите»
7.1. Закон Божий в небесном Святилище
« И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета в храме Его» (Откр.11:19). Ковчег Божьего завета находится во Святом святых, во втором отделении святилища.
Во время служения в земной скинии, которая являлась «образом и тенью небесной», это отделение открывалось только в великий День искупления для очищения святилища. Поэтому утверждение, что на небе отверзся храм Божий и в нём был виден ковчег завета Его, указывает на открытие Святого святых в небесном святилище в 1844 году, когда Христос вошёл туда, чтобы приступить к завершающему служению искупления. И те, кто верою последовали за великим Первосвященником, когда Он начал служение во Святом святых, увидели ковчег Его завета. Размышляя о святилище, они поняли перемену, происшедшую в служении Спасителя, поняли, что теперь Он совершает служение перед ковчегом Божьим, вменяя грешникам заслуги Своей Кровью.
В ковчеге завета, который находился в земной скинии, лежали две каменные скрижали с заповедями Божьими. Ковчег служил только местом, где хранились скрижали Закона, его ценность и святость обусловливалась содержащимися в нём Божественными заповедями.
Когда на небе отверзался храм Божий, был виден ковчег Его завета. Внутри Святого святых небесной скинии свято хранится Божественный Закон – тот самый закон, который был провозглашён Господом среди громовых раскатов на горе Синай и который Он Сам начертал Своим перстом на каменных скрижалях.
Закон Божий в небесном святилище является грандиозным подлинником, точнейшая копия которого была начертана на каменных скрижалях и записана Моисеем в Пятикнижии.
Те, кто понял всю важность этого вопроса, убедились таким образом, в незыблемости и святости Божественного закона. Как никогда раньше, они поняли силу слов Спасителя: «Доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Мф.5:18). Закон Божий как откровение Его воли, отображение Его характера пребывает вовек, «как верный свидетель на небе». Ни одна заповедь не была отменена в нём, ни одна йота, ни одна черта. Псалмопевец говорит: «На веки, Господи, слово Твоё утверждено на небесах». Все заповеди Его верны, «тверды на веки и веки…» (Пс.118:89; 110:8).
7.2. Вечный Закон любви
Закон Божий по своей природе неизменяем. Он является откровением воли и характера своего Автора. Бог есть любовь, и Его Закон есть любовь. Два величайших его принципа – любовь к Богу и любовь к человеку. «Любовь есть исполнение закона» (Рим.13:10). Характер Божий есть праведность и истина; такова и природа Его Закона. Псалмопевец говорит: «Закон Твой – истина», «все заповеди Твои праведны» (Пс.118:142, 172). И апостол Павел заявляет: «Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим.7:12). Такой закон, будучи выражением мудрости и воли Божьей, должен быть таким же вечным, как и его Автор.
Великий закон любви, открытый в Едеме, провозглашённый с Синая и запечатлённый в сердцах Новым Заветом, отдаёт нас на волю Божью. Если бы мы были оставлены во власти своих наклонностей и своей воли, то попали бы в стан сатаны и приобрели его качества. Поэтому Бог подчиняет нас Своей воле – святой, возвышенной и благородной. Он хочет, чтобы мы терпеливо и мудро несли своё служение. Христос Сам, находясь в человеческой плоти, взял на Себя это иго служения. Он сказал: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон Твой у Меня в сердце» (Пс.39:9), «ибо Я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин.6:38). Любовь к Богу, стремление прославить Его и любовь к падшему человечеству побудили Иисуса прийти на землю, чтобы страдать и умереть. Это было движущей силой Его жизни. Он призывает нас принять этот принцип.
7.3. Борьба сатаны против Закона Божьего
С самого начала великой борьбы на небе намерением сатаны было свергнуть Закон Божий.
Именно с этой целью он и восстал против Творца и, будучи изгнан с неба, продолжает ту же борьбу на земле. Обольщать людей и заставлять их нарушать Закон Божий – вот цель, которую он упорно преследует. Достигается ли это попранием всего Закона или же отвержением одной из заповедей, в конечном итоге результат один и тот же. Согрешающий в «одном чем-нибудь» проявляет пренебрежение ко всему Закону; своим влиянием и примером поощряет беззаконие и «становится виновным во всём» (Иак.2:10).
Обманом сатана соблазнил ангелов. Так он действует среди людей во все века и так будет поступать до конца. Если бы он открыто воевал против Бога и Его закона, тогда люди поостереглись бы, но он маскируется и смешивает истину с ложью. Самая опасная ложь – та, которая смешана с истиной. Таким путем принимаются заблуждения, которые пленяют и губят душу. И сатана увлекает мир за собой. Но наступает день, когда его торжеству навсегда будет положен конец.
Господь поступит в отношении восстания таким образом, что будут полностью разоблачены происки, которые столько времени производились скрытно. Результаты правления сатаны, плоды устранения Божественных установлений откроются перед всеми сотворенными существами. Закон Божий будет полностью оправдан. Все обнаружат, что действия Господа способствовали только вечному благу Его народа и сотворенных Им миров. Сам сатана перед лицом всей Вселенной признает справедливость Божьего правления и праведность Его закона.
Недалек тот час, когда Бог поднимется, чтобы восстановить Свой попранный авторитет. «Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие» (Ис.26:21). «И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?» (Мал.3:2).
7.4. Пренебрежение Законом Божьим
В заповедях Своего святого Закона Бог дал совершенное правило жизни, сказав, что этот Закон не изменится ни на йоту и останется обязательным для всех до конца времён. Христос пришёл, чтобы прославить и возвеличить его. Он доказал, что Закон имеет под собой широкое основание любви к Богу и людям, и что его заповеди охватывают все сферы деятельности человека. Своей собственной жизнью Он дал пример послушания Закону Божьему, а в Нагорной проповеди показал, что его требования простираются за пределы конкретных поступков и распространяются на мысли и сердечные намерения.
Повинующиеся закону отвергают «нечестие и мирские похоти», чтобы «целомудренно, праведно и благочестиво жить в нынешнем веке» (Тит.2:12). Но враг всякой правды пленил мир и заставил людей нарушать закон. Как и предвидел Павел, некоторые отвернулись от простых испытывающих истин Слова Божьего и избрали себе учителей, предложивших им приятные басни. Многие служители и рядовые христиане попирают ногами заповеди Божьи. Тем самым они оскорбляют Создателя мира, и сатана торжествующе и зловеще смеётся, радуясь успешному осуществлению своих планов.
Чем больше люди пренебрегают Законом Божьим, тем сильнее им претит религия, тем скорее умножается их гордость, любовь к удовольствиям, непослушание родителям и самоугождение; лучшие умы с тревогой вопрошают: как остановить этот ужасный поток зла, как исправить пороки общества? Ответ содержится в наставлении Павла Тимофею: «Проповедуй слово». Только в Библии можно найти надёжные принципы поведения. В ней изложена воля Господня, открыта Божественная премудрость. В ней человек находит решение великих жизненных проблем, и для всех, принимающих её предписания, она станет безошибочным путеводителем и поможет избежать ложного пути.
Господь открыл Свою волю, и глупо подвергать сомнению то, что сошло из Его уст. Когда есть слова Божественной премудрости, не может быть колебаний или спорных вопросов, требующих разрешения. Всё, что нужно, – это искренно согласовать своё поведение с явленной нам волей Божьей. Послушание – это высшее веление разума и совести.
Истинная вера, которая всецело полагается на Христа, проявляется в повиновении всем требованиям Божьим. Со дней Адама и до настоящего времени повиновение Закону Божьему является причиной великой борьбы. Во все времена находились люди, которые, пренебрегая некоторыми заповедями Божьими, в то же время утверждали, что имеют право на Его милость. Но Священное Писание говорит, что «делами вера достигла совершенства» и что вера, «если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак.2:22,17). «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины» (1Ин.2:4).
Многие духовные служители, учёные и учители внушают народу, что Закон Божий уже изжил себя, а те, кто всё же продолжает верить в незыблемость его предписаний, достойны лишь сожаления и насмешки.
Отвергая истину, люди отвергают и её Источник. Попирая ногами Закон Божий, они отрицают и авторитет Законодателя.
Ни одно из принятых христианским миром заблуждений не направлено столь дерзко против авторитета Неба, не противоречит столь откровенно доводам разума и не влечёт за собой таких губительных последствий, как новейшее и быстро набирающие силу учение о том, что Закон Божий больше не является обязательным для человека. Любая страна имеет свои законы, которые обязывают каждого её гражданина уважать и исполнять их; ни одно государство не может существовать без законов, и разве можно себе представить, что Творец неба и земли не имеет закона, чтобы с его помощью управлять сотворёнными Им существами? Предположим, кто–либо из видных служителей начал бы во всеуслышание заявлять, что законы, функционирующие в стране и охраняющие права её граждан, не обязательны, что они только ограничивают свободу народа, и поэтому их не следует исполнять, – как вы думаете, долго бы такой человек держался на кафедре? Но разве пренебрежение государственными законами более преступно, чем попрание Божественных предписаний, которые являются основанием всякого правления? Более вероятно было бы ожидать, что государства отменят законы и позволят гражданам поступать по своему разумению, чем предположить, что Правитель Вселенной упразднит Свой Закон и оставит мир без мерила, по которому осуждаются виновные и оправдываются послушные.
Там, где отвергаются Божественные предписания, грех перестаёт казаться недопустимым, а праведность – привлекательной. Те, кто отказываются подчиняться Господу, совершенно теряют способность управлять собой. Их пагубные учения вселяют дух неповиновения в сердца молодёжи, которая по природе своей свободолюбива, и в результате беззаконие и распущенность процветают в обществе. В то время как высмеивается простодушие и легковерие тех, кто повинуется требованиям Божьим, многие с готовностью поддаются обольщениям сатаны. Они вступают на путь порока и грехов, которые навели суды Божьи на язычников.
Те, кто учит народ легкомысленно относиться к заповедям Божьим, сеют семена мятежа, и рано или поздно буря разразится над их головами. Отбросьте ограничения Закона Божьего, и вы увидите, что человеческие законы так же скоро перестанут соблюдаться. Так как Всевышний осуждает безнравственные поступки, ложь, зависть, то люди готовы попрать Его установления, мешающие их земному благосостоянию, но последствия устранения этих предписаний явятся большой неожиданностью для них. Если закон не обязателен, стоит ли бояться нарушить его? И тогда частная собственность окажется под угрозой. Люди будут завладевать имуществом своих соседей, и самый сильный станет самым богатым. Утратится уважение к самой жизни. Супружеский обет не означал бы больше верности в браке. Сильный при желании мог бы отнять жену ближнего своего. Пятая заповедь была бы устранена заодно с четвёртой. Дети не останавливались бы даже перед убийством своих родителей, если таким образом они могли бы удовлетворить свои порочные желания и амбиции. Цивилизованный мир превратился бы в банду разбойников и вероломных убийц; мир, покой и счастье исчезли бы с лица земли.
В истинах Своего Слова Бог открыл Себя людям, и для всех, принимающих эти истины, они являются щитом против обольщений сатаны. Только пренебрежение этими истинами открыло дверь для пороков, которые сегодня широко распространены в религиозном мире. Сущность и значение Закона Божьего в большей степени потеряны из виду. Неправильное представление о природе, незыблемости и требованиях Божественного закона привело к ошибочному восприятию обращения и освящения, а это повлекло за собой упадок благочестия в Церкви. Этим и объясняется отсутствие Духа и силы Божьей в современных движениях за возрождение.
Люди различных вероисповеданий, известные своим благочестием, признавая этот факт, горько сокрушаются о происходящем. Профессор Эдуард А. Парк, говоря об угрожающих современной религии опасностях, тонко заметил: «Один их источников опасности состоит в том, что у нас пренебрегают проповедью Закона Божьего с кафедры. В прежние времена кафедра была голосом совести… Выступления наших самых выдающихся проповедников были исполнены торжественного величия потому, что они следовали примеру своего Учителя, отводя главнейшее место Закону, его заповедям и запретам. Они не уставали напоминать о двух величайших принципах, а именно: Закон Божий является отражением Божественного совершенства, и человек, который не любит Закон, не любит и Евангелие, потому что Закон, как и Евангелие, – это зеркало, в котором отражён истинный характер Бога. Нерадивость в этом вопросе чревата опасностью недооценки тяжести греха, его масштабов и его отвратительной сущности. Насколько заповедь праведна, настолько велико зло её нарушения».
К этому присоединяется ещё опасность недооценки справедливости Божьей. Современные проповедники стремятся отделить Божественную справедливость от Божественного милосердия и, вместо того чтобы возвысить милосердие как принцип, они низводят его до уровня чувства. Современные теологи разъединяют то, что Бог соединил. Каков же на самом деле Закон Божий – благо это или зло? Это благо. Если так, то и справедливость – тоже благо, потому что она выражает желание исполнить Закон. Привыкнув недооценивать Божественный закон и справедливость, масштаб и степень человеческого непослушания, люди с лёгкостью привыкают недооценивать благодать, осуществляющую искупление за грех. Таким образом, в сознании людей Евангелие обесценивается, и вскоре они уже готовы к тому, чтобы отказаться и от самой Библии.
7.5. Закон и Евангелие
Многие религиозные наставники утверждают, что Христос Своей смертью отменил Закон, и, следовательно, люди свободны от его требований. Находятся и такие, кто уверяет, что Закон – это тяжёлое бремя, и противопоставляют рабству Закона свободу, даруемую Евангелием.
Но пророки и апостолы иначе относились к святому Божьему Закону. Давид говорит: «Буду ходить свободно; ибо я взыскал повелений Твоих» (Пс.118:45). Апостол Иаков уже после смерти Христа называл Десятословие «царственным законом» и «законом свободы» (Иак.2:8; 1:25). И Иоанн, спустя 50 лет после распятия Иисуса, говорил о благословениях, которые будут ниспосланы тем, кто станет соблюдать «заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр.22:14).
Утверждение, что Христос Своей смертью отменил Закон Своего Отца, лишено всякого основания. Если было бы возможно отменить Закон или же упразднить его, тогда незачем было бы Христу умирать, чтобы спасти человека от наказания за грех. Смерть Христа, не имеющая ничего общего с упразднением Закона, доказывает его незыблемость. Сын Божий пришёл, чтобы «возвеличить и прославить закон» (Ис.42:21). Он сказал: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон». «Доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона» (Мф.5:17–18). И о Себе Он говорит: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон Твой у Меня в сердце» (Пс.39:9).
7.6. «Не нарушить, но исполнить…»
В ответ на утверждение, что смерть Христа упраздняет Десять Заповедей, и обрядовый закон, Уэсли говорил: «Моральный закон, изложенный в Десяти Заповедях и подтверждённый пророками, не отменён Христом. Он пришёл на землю не для того, чтобы аннулировать какую–либо часть этого Закона. Нравственный Закон никогда не может быть изменён; он незыблем, «как верный свидетель на небе»… Он существовал от начала мира и был начертан не на каменных скрижалях, но в сердце людей, сотворённых рукой Творца. И хотя сейчас письмена, некогда начертанные Божьим перстом, искажены грехом, они не могут быть окончательно стёрты, пока в нас живёт сознание добра и зла. Каждая заповедь этого Закона должна оставаться в силе для всего человечества во все века, ибо Закон этот не зависит ни от времени, ни от места, ни от каких–либо других факторов, подверженных изменению, но основывается на природе Бога и природе человека и от их неизменных отношений.
«Не нарушить пришел Я, но исполнить»… Вне всякого сомнения, Христос подразумевает здесь следующее (что соответствует всем Его предыдущим и последующим словам): «Я пришел, чтобы восстановить его во всей полноте, несмотря на превратные человеческие толкования; Я пришел, чтобы до конца разъяснить все, что было неясно и непонятно; Я пришел, чтобы раскрыть истинный смысл каждой заповеди, показать ее длину, ширину и сферу действия; явить высоту и глубину, выявить непостижимою чистоту и духовность закона во всех его проявлениях». Чарльз Уэсли, проповедь 25
Уэсли говорил о совершенной гармонии Закона и Евангелия. «Между Законом и Евангелием существует самая тесная связь, какую только можно себе представить. С одной стороны, Закон постоянно прокладывает дорогу Евангелию и указывает нам на него, с другой – Евангелие постоянно направляет нас ко всё более точному исполнению Закона.
Закон, например, требует от нас, чтобы мы любили Бога, наших ближних, чтобы мы были кротки, смиренны и святы. Но мы чувствуем, что не способны жить таким образом, потому что «человеку это невозможно», однако мы помним об обетованиях Господа, Который обещал нам такую любовь и сделать нас смиренными, кроткими и святыми; и мы принимаем это Евангелие, эту Благую весть; и получаем обещание по вере, так, что «праведность закона исполняется в нас» через веру в Иисуса Христа…
«Главные враги Евангелия, – продолжает Уэсли, – это те, кто явно и открыто порочат Закон и судят его; кто учит людей нарушать, устранять, отменять не только какую–то одну заповедь, самую лёгкую или самую трудную, но все заповеди сразу… Больше всего поражает искренняя убеждённость этих людей в том, что, ниспровергая Закон, они тем самым возвеличивают Христа и Его служение! Но они почитают Его не больше, чем Иуда, который сказал: «Радуйся, Равви!» и поцеловал Его. И Господь имеет полное основание спросить у каждого из них: «Целованием ли предаёшь Сына Человеческого?» Если они проповедуют о Его Крови и вместе с тем лишают Его короны царя, упраздняют какую–либо часть Его Закона якобы для того, чтобы содействовать успеху Евангелия, то разве тем самым они не предают Его целованием? Это обвинение не снимется и с тех, кто, проповедуя об истине, прямо или косвенно устраняет необходимость послушания и умаляет малейшую из заповедей Божьих.
Тем, кто настаивал, что «проповедь Евангелия исполняет все требования Закона», Уэсли отвечал: «Мы полностью отвергаем это. Не выполняется даже самое главное назначение Закона – обличать грешников, пробуждать тех, кто дремлет на краю преисподней. Апостол Павел говорит: «Законом познаётся грех»; пока человек не будет обличён во грехе, он не почувствует нужды в искупительной Крови Христа… Наш Спаситель Сам говорит: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Поэтому нелепо предлагать врача тем, кто здоров или, по крайней мере, считает себя таковым. Вы должны сначала убедить их в том, что они больны, – в противном случае они не оценят вашу заботу. Также неразумно предлагать Христа тем, чьё сердце никогда не было сокрушенно». Чарльз Уэсли, проповедь 35
7.7. Преобразующая сила послушания
«Воля Божия есть освящение ваше» (1Фес.4:3). А какова ваша воля? Ваши грехи могут казаться вам неприступными скалами; но если вы смирите свое сердце и исповедуете их, уповая на заслуги распятого и воскресшего Спасителя, Он простит вас и очистит от всякой неправды. Бог требует от вас абсолютного послушания Его Закону. Этот закон – эхо Его голоса, говорящего вам: «Освящайтесь, еще более освящайтесь». Возжелайте полноты благодати Христовой. Да возжаждет ваше сердце Его праведности, которая, согласно Слову Божьему, приносит мир, покой и блаженную уверенность в спасении.
Если душа ваша стремится к Богу, вы будете находить все новые и новые сокровища Его благодати. Если вы будете размышлять над ними, вы будете обладать ими и уразумеете ценность жертвы Спасителя, защиту, дарованную в Его праведности, полноту Его мудрости и Его силу представить вас Отцу «неоскверненными и непорочными в мире» (2Петр. 3:14).
Любые привычки, любые действия, которые ведут ко греху и бесчестят Христа, должны быть оставлены, какой бы великой жертвы это ни потребовало. Все, что бесчестит Бога, не принесет пользы душе. Благословение небес не снизойдет на человека, если он нарушает вечные принципы праведности. Даже один–единственный грех, который человек лелеет в своей душе, приводит к вырождению характера и вводит других в заблуждение. Если приходится отсекать руку или ногу или удалять глаз, чтобы спасти человека от смерти, то насколько ревностнее мы должны удалять грех, который приносит смерть душе!
Многие люди, стремясь достичь благополучия в этом мире, стенают под грузом забот. Они избрали служение миру, приняли все связанные с этим трудности, подчинились его правилам. Поэтому такой человек испорчен, и жизнь для него – бремя. Чтобы удовлетворить свои амбиции и мирские желания, люди идут против совести и мучаются под бременем вины. Постоянная забота истощает жизненные силы. Господь призывает их расторгнуть эти узы рабства и принять Его иго. Он говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко». Он советует искать прежде всего Царства Божьего и Его праведности и обещает, что все потребное для земной жизни приложится.
Суета ослепляет, и человек не думает о будущем. Но Иисус видит все – и конец, и начало. Он знает, как найти выход из любого затруднительного положения. Наш Небесный Отец приготовил для нас тысячи путей, о которых мы ничего не знаем. Те, кто служение Богу и славе Его сделает своей высшей целью, увидят, как все трудности исчезнут и путь их выпрямится.
«Научитесь от Меня, – призывает Иисус, – ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Мы должны пройти школу Христа, чтобы научиться у Него кротости и смирению. Искупление – это процесс приготовления к жизни на небе. Эта подготовка означает познание Христа. Она означает освобождение от помыслов, привычек и обычаев, приобретенных в школе князя тьмы. Человек должен быть свободен от всего, что противоречит воле Божьей.
Освящение, о котором говорит Священное Писание, касается всего человеческого существа: духа, души и тела. Павел умолял фессалоникийцев, чтобы их «дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес.5:23). И еще он обращается к верующим: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим.12:1). В древнем Израиле каждая жертва, предназначенная Богу, тщательно осматривалась. Какой–либо недостаток, обнаруженный у животного, делал его непригодным для жертвоприношения, потому что Бог требовал жертвы «без порока». Так и верующие должны представить свои тела «в жертву живую, святую, благоугодную Богу». Для этого человек должен поддерживать себя в наилучшем состоянии. Каждая привычка, которая ослабляет физические и умственные силы, делает человека неспособным для служения Творцу. И разве Бог довольствуется ничтожным, если мы можем принести Ему самое лучшее? Христос сказал: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим». Те, кто любит Бога всем сердцем, будут стремиться наилучшим образом послужить Ему своей жизнью и будут стараться привести все свое существо в соответствие с законами, которые помогут исполнять Его волю. Любящий Бога не позволит чревоугодию или страсти умалить или осквернить жертву, которую он должен принести Небесному Отцу.
Петр говорит: «Прошу вас… удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Петр. 2:11). Всякое удовлетворение греховного желания снижает и духовные, и умственные способности, притупляет восприятие, так что Слово Божье или же Дух Святой не производит должного впечатления на сердце. Павел обращается к коринфянам: «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор.7:1). А к плодам Духа – «любви, радости, миру, долготерпению, благости, милосердию, вере, кротости» – он присоединяет «воздержание» (Гал.5:22, 23).
Оставляя без внимания эти вдохновенные слова, сколько христиан сегодня разрушают свое здоровье в погоне за наживой или в угоду моде! Сколько оскверняют в себе образ Божий объедением, пьянством и недостойными развлечениями. И Церковь, вместо того чтобы порицать эти пороки, слишком часто поощряет зло, взывая к аппетиту, корыстолюбию и жажде удовольствий ради обогащения своей сокровищницы, которую способна наполнить любовь ко Христу. Если бы Иисус зашел в современные церкви и увидел бы там празднества и нечестивую торговлю, прикрываемую внешней набожностью, то разве не изгнал бы Он этих осквернителей, как Он изгнал из храма менял?
Апостол Иаков говорит, что «мудрость, сходящая свыше», во–первых, чиста. И если бы ему пришлось встретиться с таким «христианином», который произносил бы имя Иисуса устами, оскверненными табаком, и который весь был бы пропитан этим запахом и отравлял воздух, вынуждая окружающих вдыхать яд, – если бы апостол столкнулся с этой привычкой, столь противоречащей чистоте Евангелия, разве не осудил бы он ее как «земную, душевную и бесовскую»? Рабы табака, полагая, что достигли полного освящения, надеются оказаться на небе, но Слово Божье ясно говорит, что «не войдет в него ничто нечистое» (Откр.21:27).
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:19-20). Тот, чье тело является храмом Святого Духа, не будет порабощен пагубной привычкой. Все силы он посвятит Христу, искупившему его Своей драгоценной Кровью. Все, принадлежащее ему, принадлежит и Господу. Разве может он оставаться невиновным, если растранжирит доверенный ему капитал? Люди, называющие себя христианами, ежегодно тратят большие суммы денег на бесполезные и пагубные развлечения, в то время как души погибают, не услышав слова жизни. Сжигая на жертвеннике своих порочных желаний больше средств, чем они жертвуют бедным и на распространение Евангелия, они обкрадывают Бога в десятине и приношениях. Если бы все, кто называют себя последователями Христа, были бы истинно освященными, тогда они не тратили бы свои средства на бесполезные и вредные занятия, а отдали их в сокровищницу Господню, и какой пример воздержания и самоотречения подали бы такие христиане! Тогда они стали бы светом мира.
Весь мир обратился в погоню за удовольствиями и развлечениями. «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» — вот какие силы господствуют над сознанием большинства людей. Но к последователям Христа обращено святое воззвание: «Выйдите из среды их и отдалитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому». В свете Божьего Слова мы имеем полное право заявить, что освящение не может быть истинным до тех пор, пока человек не откажется от греховных привычек и мирских удовольствий.
Тем, кто соглашается с предложенными условиями «выйти из среды их и отделиться… и не прикасаться к нечистому», дано обетование Божье: «Я прииму вас; и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор.6:17-18). Каждый христианин имеет преимущество и обязанность жить полной и содержательной духовной жизнью. «Я свет миру,— сказал Иисус,— кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоан.8:12). «Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притч. 4:18). Каждый шаг веры и повиновения приближает душу к Свету жизни, в Котором «нет тьмы». Лучи Солнца Праведности освещают рабов Божьих, и они должны отражать Его лучи. Подобно тому как звезды подтверждают существование на небе великого света, который они отражают, так и христиане должны показать, что над всей Вселенной царит Бог, Который достоин прославления и подражания. Добродетели Его Духа, чистота и святость Его характера должны отразиться в Его свидетелях.
Послушание Закону Божьему приносит великие дары. Повиновение Божественным требованиям – преобразующая сила, несущая людям мир и добро. Если бы Слово Божье определяло поступки каждого, если бы его обуздывающей силе подчинился разум человека, тогда злу, существующему сейчас в жизни людей, не нашлось бы места. Каждая семья тогда стала бы источником духовной силы, укрепился бы дух и каждого человека, и целых народов.
Закон Господа совершен, укрепляет душу» (Пс.18:8). Без закона люди не имеют правильного представления о чистоте и святости Божьей, равно как и о собственной виновности и нечистоте. Они не сознают своей греховности и не испытывают нужды в покаянии. Не видя своего гибельного положения как нарушителей Закона Божьего, они не сознают нужды в примиряющей Крови Христа. Надежда на спасение не влечёт за собой обновления их сердца, не меняет их жизнь. Такое поверхностное обращение стало повсеместным явлением, многие, не имея общения со Христом, присоединяются к Церкви.
Ложные теории освящения, являющиеся результатом пренебрежения или отвержения Божественного закона, также занимают видное место в религиозных движениях наших дней. Эти теории неверны в доктринальном отношении и опасны по своим практическим последствиям; тот факт, что они встречают такой горячий прием у людей, еще раз подчеркивает настоятельную необходимость разъяснить учение Писания по этому вопросу.
7.8. Десять заповедей
Принципы Десятисловия распространяются на всё человечество, они были даны для всех как наставление и руководство к жизни. Десять кратких, всеобъемлющих и несомненных принципов выражают обязанности человека по отношению к Богу и ближним, и все основаны на великом основополагающим принципе любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк.10:27; см. также Втор.6:4–5; Лев.19:18). Подробно эти принципы представлены в Десятисловии, они применимы к условиям и обстоятельствам жизни человека.
Первые четыре из десяти заповедей содержатся в одной главной заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем», а последние шесть – в другой заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Обе эти заповеди являются выражением закона любви.
Невозможно соблюсти первую заповедь, нарушая вторую, и наоборот, не возможно соблюсти вторую, нарушая первую. Когда Бог занимает подобающее Ему место в нашем сердце, мы будем внимательны к нашему ближнему и будем любить его, как самого себя. Только в том случае, если мы больше всего любим Бога, мы становимся способны искренне любить ближнего.
А поскольку суть всех заповедей заключается в любви к Богу и человеку, то нарушение каждой заповеди ведёт к нарушению всего закона. Поэтому Христос учил Своих слушателей, что Закон Божий – это не собрание отдельных заповедей, из которых одни имеют большее значение, а другие – меньшее и потому ими можно пренебрегать. Наш Господь представляет все десять заповедей как единое Божественное целое и учит нас, что любовь к Богу должна проявляться в следовании всем Его заповедям.
I
«Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».
Иегова, Вечный, Сущий от начала, не сотворённый, но Сам являющийся Источником жизни и Создателем всего, Один достоин самого высокого почитания и поклонения. Человеку запрещается ставить какой–либо другой предмет на первое место в своих чувствах или служении. Когда мы лелеем в сердце то, что ослабляет нашу любовь к Богу или мешает служить Ему, то тем самым мы создаём другого бога.
II
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им».
Вторая заповедь запрещает поклоняться истинному Богу, используя иконы или иные изображения. Многие языческие народы утверждали, что их изображения являются только образами или же символами, посредством которых они поклоняются божеству, но Бог объявил такое служение грехом. Попытка изобразить Вечного посредством материальных предметов снижает представление человека о Боге. Разум, отвлечённый от безграничного совершенства Иеговы, больше будет прикован к творению, нежели к Творцу. И поскольку понятия человека о Боге занижены, то и сам человек будет деградировать.
«Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель». Близкая и священная связь Бога с Его народом символически представлена брачными узами. Так как идолослужение является духовным прелюбодеянием, то и неудовольствие Господа по этому поводу соответствующим образом названо ревностью.
«Наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня».
Неизбежно дети страдают от последствий грехов своих родителей, но их не наказывают за вину родителей, за исключением тех случаев, когда они участвуют в их прегрешениях. Но дети обычно идут по стопам своих родителей. По причине наследственности и благодаря личному примеру сыновья становятся участниками грехов своих отцов. Скверные привычки, извращённые вкусы, безнравственность, так же, как и физические недуги и вырождение, передаются по наследству от отца к сыну и так до третьего и четвёртого рода. Эта страшная правда должна помочь людям порвать с греховным образом жизни.
«И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
Вторая заповедь, запрещающая поклоняться лжебогам, подразумевает поклонение истинному Богу. Наказание тем, кто ненавидит Его, обещано только до третьего и четвёртого рода, а милость тем, кто верен в служении Ему, – не до третьего и четвёртого рода, но до тысячи родов.
III
«Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она также запрещает нам небрежно или легкомысленно произносить имя господа, не думая о его внушающем трепет значении. Мы бесчестим Бога и тогда, когда необдуманно упоминаем Его имя в разговоре, и тогда, когда в каких–либо незначительных делах призываем Его во свидетели, и тогда, когда часто всуе повторяем Его имя. «Свято и страшно имя Его» (Пс.110:9). Нам всем следует размышлять над величием, чистотой и святостью Бога, чтобы сердце прониклось сознанием Его благородства, Его святое имя следует произносить с благоговением и торжественностью.
IV
«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».
Суббота представлена здесь не как новое установление, но как день, который был утверждён при творении. Мы должны помнить об этом и соблюдать его в память деяний Творца. Указывая на Бога как на Создателя неба и земли, суббота учит нас отличать истинного Бога от всех лжебогов. Все, соблюдающие седьмой день, доказывают тем самым, что они являются поклонниками Иеговы. Таким образом, суббота будет оставаться вечным знамением верности человека Богу. Четвёртая заповедь – единственная, которая содержит в себе имя и титул Законодателя. Это единственная заповедь, указывающая, чьей властью дан закон. Таким образом, она содержит печать Бога, приложенную к закону как доказательство его достоверности и обязательности для всех.
Бог дал для труда человеку шесть дней, и Он требует, чтобы люди выполняли свою работу в эти шесть рабочих дней. В субботу не возбраняются лишь дела милосердия и неотложной необходимости. За больными и страдающими должно ухаживать всегда, но излишней работы нужно строго избегать. «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днём Господним, чествуемым, и почтишь её тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти…» (Ис.58:13). Но ограничения не заканчиваются на этом: «и пустословить», – говорит пророк. Те, кто в субботу обсуждают свои рабочие дела или намечает различные планы, в глазах Бога ничуть не лучше тех, кто в действительности трудится в этот день. Для того чтобы свято праздновать субботу, мы не должны даже мыслями нашими останавливаться на чём-нибудь земном. Эта заповедь распространяется на всех, находящихся в нашем доме. Все домочадцы должны объединится вместе, чтобы прославить Бога во святой день своим добровольным служением Ему.
V
«Почитай отца и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе».
Родители имеют право на такую любовь и уважение, которыми не пользуется никто другой. Сам Бог, возложив на них ответственность за души, вверенные им, предопределил, чтобы в первые годы жизни детей родители были для них вместо Бога. И тот, кто отрицает законный авторитет своих родителей, отвергает авторитет Божий. Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также и любви и нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонных годах. Соблюдение этой заповеди также подразумевает уважение к служителям, начальствующим, ко всем тем, кого Бог наделил властью.
Апостол говорит; «Это – первая заповедь с обетованием» (Еф.6:2). Для Израиля, ожидающего скорого поселения в Ханаане, соблюдение этой заповеди было залогом долгой жизни в обетованной земле, но она имеет более широкое значение и распространяется на весь Израиль Божий, обещая тем, кто выполняет её, вечную жизнь на земле, освобождённой от греха.
VI
«Не убивай».
Все несправедливые действия, способствующие сокращению жизни; дух ненависти и мести или потворство любой страсти, которая ведёт к поступкам, ранящим других, или заставляет нас хотя бы желать им зла (ибо кто ненавидит брата, есть человекоубийца); чёрствое, пренебрежительное отношение к нуждающимся или страждущим; всякое потворство своим прихотям или же, наоборот, ненужные ограничения или чрезмерный труд, разрушающий здоровье, – всё это в большей или меньшей степени является нарушением шестой заповеди.
VII
«Не прелюбодействуй».
Эта заповедь запрещает не только грязные и безнравственные поступки, но также чувственные мысли и желания или же всякое другое действие, которое ведёт к возбуждению таковых. От каждого требуется чистота не только внешней жизни, но и самых сокровенных намерений и чувств сердца. Христос, Который учил углублённому пониманию обязанностей человека по отношению к Закону Божьему, говорил, что нечистая мысль или взгляд почитаются таким же грехом, как и преступное деяние.
VIII
«Не кради».
Этот запрет включает как явные, так и тайные грехи. Восьмая заповедь осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Она осуждает воровство и грабёж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Она запрещает мошенничество в торговле и требует справедливого расчёта с долгами или же в выдаче заработной платы. Эта заповедь говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт чьего–то невежества, слабости или несчастья записываются как обман в небесных книгах.
IX
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
Любая ложь, всякая попытка или намерение обмануть нашего ближнего включается в эту заповедь. Намерение обмануть рождает обман. Одним взглядом, жестом, выражением лица можно так же успешно солгать, как и словами. Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, но вводящее в заблуждение, – является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию нашего ближнего, либо рисуя действительность в ложном свете, либо необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением девятой заповеди.
X
«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
Десятая заповедь поражает корень всех грехов, запрещая себялюбивые желания, которые являются источником беззаконных поступков. Тот, кто в послушании Закону Божьему опасается даже в сердце своём таить греховное желание того, что принадлежит другим, не совершит никакого бесчестного поступка по отношению к ближним.
Таковы десять священных принципов Декалога, произнесённых среди грома и огня, чудесным образом выразивших силу и величие великого Законодателя. Провозглашение Закона Божьего потому сопровождалось таким могущественным проявлением Его силы и славы, чтобы народ никогда не забыл этого, чтобы люди прониклись глубоким почтением к Автору закона, Творцу неба и земли. Бог желал также показать всем людям святость и непоколебимость Своего закона.
7.9. Милосердие и справедливость
Через Иисуса милосердие Божье было явлено людям, но милосердие не подменяет собой справедливости. В законе открывается сущность Бога, и ни одна йота и ни одна черта его не может быть изменена, чтобы оправдать падшего человека. Бог не изменил Своего закона, но Он пожертвовал Собой во Христе ради искупления человека. «Бог во Христе примирил с Собой мир» (2Кор.5:19).
Закон требует праведности, безукоризненной жизни, нравственного совершенства – а этого у человека нет. Он не может выполнить требования святого Закона Божьего. Но Христос, придя на землю как человек, прожил святую жизнь, оставшись до конца совершенным и непорочным. И Он всем предлагает это безвозмездно в качестве дара. Его жизнь вменяется в заслугу грешникам, через Него люди получают прощение прошлых грехов по великодушию Бога. И, более того, Христос наделяет людей Божьими качествами, Он воспитывает человека в подобии Божьем, так что в Нём гармонично сочетаются духовная сила и красота. Так в верующем исполняется праведность закона, так Бог может явиться «праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим.3:26).
Божья любовь выражается в Его справедливости не меньше, чем в милосердии. Справедливость – это основание Его престола и плод Его любви. Целью сатаны было противопоставить милость истине и справедливости. Он тщился доказать, что праведность Божьего закона противоречит миру. Но Христос показывает, что у Бога они связаны неразрывно – одно не может существовать без другого. «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс.84:11).
Своей жизнью и смертью Христос доказал, что справедливость Божья не уничтожает милосердия, что грех может быть прощён, что закон праведен и его можно в совершенстве выполнять. Все обвинения сатаны были опровергнуты, Бог дал человеку неоспоримое доказательство Своей любви.
Ныне существует ещё одно заблуждение. Сатана объявил, что милость уничтожает справедливость, что смерть Христа отменила закон Отца. Если же закон мог быть изменён или отменён, то Христу незачем было бы умирать. Отменить закон – значило бы сделать грех вечным и установить над миром власть сатаны. Именно потому, что закон неизменен, именно потому, что человек может быть спасён только через повиновение заповедям, Иисус был вознесён на крест. Тем не менее средства, которыми Христос утвердил авторитет закона, сатана объявил средствами уничтожения закона. На этой почве и произойдёт последняя битва между Христом и сатаной.
Сегодня сатана заявляет, что закон, провозглашённый Самим Богом, несовершен, что некоторые Его предписания уже отменены. Это последний великий обман, который он пытается навязать миру. Ему не нужно нападать на весь закон: если удастся склонить людей нарушить одну–единственную заповедь, он достигнет своей цели, ибо «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всём» (Иак.2:10). Нарушая всего одну заповедь, люди оказываются во власти сатаны.
7.10. Обращение и освящение
Освящение в том его понимании, которое получает все большее распространение в современном религиозном мире, проникнуто духом самовозвышения и пренебрежения к Закону Божьему как чуждому библейской религии. Защитники такой теории учат, что освящение – это единовременный акт, когда исключительно при помощи веры человек достигает совершенной святости. «Только верьте,– говорят они,– и получите благословение». По их мнению, от получателя благословений в дальнейшем не требуется каких–либо усилий. В то же самое время они отрицают авторитет Закона Божьего, утверждая, что свободны от необходимости соблюдать заповеди. Но возможно ли человеку достичь святости, угодной Господу и соответствующей Его характеру, если он пренебрегает теми принципами, которые выражают Его природу и волю и показывают, что благоугодно Ему?
Из желания исповедовать легкую, удобную религию, которая не требует борьбы, самоотречения и отказа от мирских ценностей, и родилось учение о том, что достаточно веры, одной только веры. Это учение очень популярно, но что говорит Слово Божье? Апостол Иаков замечает: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?.. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?.. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак.2:14–24).
Слово Божье свидетельствует против такого ложного учения о вере без дел. Вера, которая претендует на благосклонность Неба и в то же время не подчиняется условиям, на которых может быть дарована милость,– это вовсе не вера, а дерзкая самонадеянность; ибо подлинная вера основывается на обетованиях Священного Писания.
Пусть никто не обольщается – невозможно достичь святости, осознанно нарушая хотя бы одно из требований Божьих. Преднамеренный грех заглушает обличающий голос Святого Духа и разлучает душу с Богом. «Грех есть беззаконие». А «всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» (1Ин. 3:6). Хотя Иоанн в своих посланиях и пишет так много о любви, однако он, не колеблясь, разоблачает истинный характер тех, кто, претендуя на освящение, в то же время нарушает Закон Божий. «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась» (1Ин.2:4–5).
И здесь испытывается вера каждого. Нельзя судить о святости человека до тех пор, пока она не испытана единственным мерилом святости как на небе, так и на земле. Люди, которые не ощущают в должной мере своей ответственности перед нравственным Законом, умаляют и обесценивают заповеди Божьи, нарушают хотя бы одну из заповедей сих малейших и учат этому других, не вправе рассчитывать на благословение Господа, и можно с уверенностью сказать, что их претензии лишены всякого основания.
Человек, утверждающий, что он без греха, тем самым показывает, что он далек от святости. Только те, кто не имеют истинного представления о безграничной чистоте и святости Бога и о том, какими должны быть люди, живущие в согласии с Господом, могут считать себя святыми, потому что у них нет правильного понятия о чистоте и возвышенной любви Иисуса, о коварстве и порочности греха. Чем больше расстояние между человеком и Христом, чем несовершеннее его понятия о сущности и требованиях Господа, тем праведнее он кажется самому себе.
Обращение и освящение действуют таким образом, что люди примиряются с Богом и начинают жить согласно принципам Его Закона.
В начале человек был сотворён по образу Божьему. Он был в совершенной гармонии с природой и Законом Божьим; принципы праведности были запечатлены в его сердце. Но грех разлучил его с Творцом. И человек перестал отражать в себе Божественный образ. Его сердце объявило войну принципам Закона Божьего. «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим.8:7). Но «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного», чтобы примирить человека с Богом. Через заслуги Христа человек получил возможность восстановить гармонию со своим Творцом. Его сердце должно быть обновлено Божественной благодатью; он должен принять новую, исходящую свыше жизнь. Эта перемена и есть второе рождение, без которого, говорит Иисус, «человек не может увидеть Царствия Божия».
Первый шаг к примирению с Богом – это осознание греха. «Грех есть беззаконие». И «законом познаётся грех» (1Ин.3:4; Рим.3:20). Для того чтобы увидеть свою вину, грешник должен испытать себя величайшим мерилом Божьей праведности. Это зеркало, которое открывает совершенство праведного характера и позволяет человеку увидеть собственные недостатки.
Даже нравственный закон не достигает своей цели, если он рассматривается в отрыве от Спасителя. Христос много раз показывал, что Закон Его Отца содержит в себе нечто более глубокое, нежели просто властные предписания. В нём воплощён тот же самый принцип, что и в Евангелии: закон указывает на долг человека и открывает путь к осознанию своей вины. Человек должен взирать на Христа, если желает получить прощение и силу исполнить то, что предписывает закон.
Закон только открывает человеку его грехи, но не избавляет от них. Тому, кто будет исполнять его, обещана жизнь, а удел нарушившего его – смерть. Только Евангелие Христа может освободить человека от проклятия и скверн греха. Человек должен верить во Христа и Его примиряющую жертву. Таким образом он получает «оставление грехов» и становится причастником Божественного естества. Он – дитя Божье, получившее духа усыновления, и он восклицает «Авва Отче!»
Освобождается ли он теперь от требований Закона Божьего? Павел говорит: «Итак мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем». «Мы умерли для греха: как же нам жить в нём?» И Иоанн заявляет: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (Рим.3:31; 6:2; 1Ин.5:3).
7.11. Дар праведности Христа
Все, кто искренне раскаялся в своих грехах и верой принял Кровь Христа как Свою искупительную жертву, имеют пометку о прощении напротив своего имени в небесных книгах; поскольку они стали причастниками праведности Христа и их характер соответствует требованиям Закона Божьего, их грехи будут изглажены, и они будут признаны достойными вечной жизни. Господь обещает через пророка Исаию: “Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну” (Исаии 43:25).
Тот же закон, который был начертан на каменных скрижалях, запечатлён Святым Духом на скрижалях сердца. Вместо того чтобы достигать собственной праведности, мы принимаем праведность Христа. Его кровь очищает наши грехи. Его послушание принимается вместо нашего. Тогда сердце, обновлённое Святым Духом, принесёт «плоды Духа». Через благодать Христа мы будем жить в послушании Закону Божьему, написанному в наших сердцах. Имея Дух Христов, мы будем поступать, как Он поступал. Через пророка Он говорит о Себе: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон Твой у Меня в сердце» (Пс.39:9). А живя среди людей, Он так сказал: «Отец не оставил Меня одного ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Ин.8:29).
Апостол Павел ясно показывает связь между верой и законом в Новом Завете. Он говорит: «Итак оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа». «Итак мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем». «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен» оправдать человека, потому что в своём греховном естестве он не мог соблюдать его, то «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим.5:1; 3:31; 8:3–4).
7.12. Рождение свыше
При новом рождении сердце примиряется с Богом, а также с Его Законом. Когда в грешнике происходит такая огромная перемена, тогда он переходит от смерти – в жизнь, от греха – к святости, от беззакония и возмущения – к повиновению и верности. Кончается жизнь отчуждения от Бога; начинается новая жизнь примирения, веры, любви. Тогда праведность Закона «будет исполнена в нас, кто ходит не по плоти, но по Духу» И мы всем сердцем сможем сказать: «Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нём» (Пс.118:97).
«Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» (2Кор.5:17). Силой Христа люди преодолевают эгоизм. Сквернословы становятся почтительными, пьяницы – трезвенниками, распутные – целомудренными. Люди, являвшие собой сатанинский образ, преображаются, уподобляясь Господу. Подобная перемена сама по себе есть чудо из чудес. Изменение сердца, совершаемое Словом, является одной из величайших тайн Божьих. Мы не можем уразуметь её; мы можем лишь верить тому, что сказано в Священном Писании: «Христос в вас, упование славы».
Когда Дух Божий руководит разумом и сердцем, обращённый человек поёт новую песнь, ибо понимает, что на нём исполнилось обетование Божье, что его беззакония прощены и его грех покрыт. Он покаялся перед Богом в нарушении Закона Божьего и уверовал в Христа, Который умер ради оправдания человека. «Оправдавшись верою», он имеет «мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.5:1).
Истинное освящение – это библейское учение. Апостол Павел в своём послании к Фессалоникийцам писал: «Ибо воля Божия есть освящение ваше», и он молился, чтобы Бог мира освятил их «во всей полноте» (1Фес.4:3; 5:23). В Библии чётко объясняется, что такое освящение и как можно достичь его. Спаситель молился о Своих учениках: «Освяти их истиною Твоею: слово Твоё есть истина» (Ин.17:17). И апостол Павел учил, чтобы верующие были освящены Духом Святым (см. Рим.15:16). В чём заключается работа Святого Духа? Иисус сказал Своим ученикам: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин.16:13). И псалмопевец говорит: «Закон Твой истина». Через Слово и Дух Бога людям открыты великие принципы праведности, воплощённые в Его Законе. И так как Закон Божий «свят, праведен и добр» и отражает Божественное совершенство, то и характер, сформированный на основе повиновения этому Закону, также будет святым. Христос есть совершенный Пример подобного характера. Он говорит: «Я соблюл заповеди Отца Моего». «Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Ин.15:10; 8:29).
Последователи Христа должны уподобиться Ему; через благодать Бога они должны формировать свой характер в гармонии с принципами Его святого Закона. Это и есть библейское освящение.
Это может произойти только по вере в Христа, силой живущего в нас Духа Божьего. Павел наставляет верующих: «Со страхом и трепетом совершайте своё спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил.2:12–13).
Грех будет соблазнять христианина, но он будет постоянно воинствовать с ним. Вот здесь–то и требуется помощь Христа. Человеческая слабость объединяется с Божественной силой, и грешник верой восклицает: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1Кор.15:57).
7.13. Возрастание в Божьей благодати
В Писании ясно говориться о том, что работа освящения – это непрерывный, поступательный процесс. Когда, обратившись, грешник находит мир с Богом через искупительную Кровь, тогда христианская жизнь только начинается. Теперь он должен идти к совершенству, возрастать «в меру полного возраста Христа». Павел говорит: «Забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Фил.3:13–14). И Пётр ставит перед нами ступени, по которым достигается библейское освящение: «То вы, прилагая к сему старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь… Так поступая, никогда не преткнётесь». (2Пет.1:5–10)
Те, кто на личном опыте пережил библейское освящение, будут во всём проявлять дух смирения. Подобно Моисею, они увидели внушающее благоволение величие святости, осознали свои недостойные дела в сравнении с чистотой и непревзойдённым совершенством Безграничного.
Пророк Даниил является для примером истинного освящения. Его продолжительная жизнь была наполнена благородными служением своему Творцу. Он был мужем, возлюбленным Небом (см. Дан. 10:11). Но, вместо того чтобы гордиться своей чистотой и святостью, этот почтенный пророк ставит себя на один уровень с грешным Израилем и умоляет Бога заступиться за свой народ: «Ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие». «Согрешили мы, поступали нечестиво». Он прямо заявляет: «Я еще говорил и молился и исповедовал грехи мои и грехи народа моего». И когда позже Сын Божий пришел, чтобы дать ему наставления, Даниил говорит: «Вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости» (Дан. 9:18, 15, 20; 10:8).
Когда Иов услыхал голос Божий среди сильного ветра, он произнес: «Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:6). И когда Исаия увидел славу Божью и услышал, как херувимы восклицают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф», он вскричал: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами» (Ис.6:3, 5). После того, как Павел был вознесен до третьего неба и слышал такие слова, какие невозможно передать человеку, он говорил сам о себе как о «наименьшем из всех святых» (Еф.3:8). Возлюбленный Иоанн, который не раз склонял свою голову на грудь Иисуса и видел славу Его, пал, как мертвый, к ногам ангела (см. Откр.1:17).
Те, кто живет в тени Голгофского креста, никогда не могут питать чувства самодовольства и утверждать хвастливо, что они свободны от греха. Они сознают, что это их грех причинил такую муку Сыну Божьему и сокрушил Его сердце, и эта мысль приведет их к еще большему самоуничижению. Чем ближе человек ко Христу, тем яснее видит он всю слабость и греховность человечества и надеется только на заслуги распятого и воскресшего Спасителя.
Во втором послании, которое Петр направил принявшим с ним «равно драгоценную веру», апостол излагает Божий план развития христианской личности. Он пишет: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и (Христа) Иисуса, Господа нашего. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью, – то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа».
В этих словах наставления звучат победные ноты. Апостол показывает верующим лестницу христианского совершенствования, каждая ступень которой – возрастание в познании Бога. Восходя по ней, мы не должны останавливаться. Ступенями этой лестницы являются вера, добродетель, знание, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь. Мы спасаемся, преодолевая ступень за ступенью, и Христос становится для нас премудростью, праведностью, освящением и искуплением.
Бог призвал Свой народ к славе и добродетели, и этим будет отмечена жизнь всех, кто воистину соединен с Ним. Став причастниками небесного дара, они должны возрастать до совершенства «силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению» (1 Петр.1:5). Слава Божья проявляется в том, что Он наделяет Своих детей Своей добродетелью. Он желает, чтобы люди достигали высшего совершенства; и когда они верой уповают на силу Христа и просят, чтобы в их жизни исполнились Его неизменные обетования, которые они считают своими; когда они с непреклонной настойчивостью ищут силы Святого Духа, они достигают полноты в Нем.
Приняв евангельскую веру, верующий должен обрести добродетель и таким образом очистить сердце и приготовить себя к познанию Бога – основе всякого истинного образования и служения. Это единственная надежная защита против искушения только она может уподобить человека Господу. Через познание Бога и Сына Его Иисуса Христа верующий получает «все потребное для жизни и благочестия». Тот, кто искренно желает обрести праведность Божью, будет иметь доступ ко всякому благому дару.
«Сия же есть жизнь вечная, – сказал Христос, – да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3). А вот слова пророка Иеремии: «Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь» (Иер.9:23, 24). Человеческий разум едва ли может постичь широту, глубину и высоту духовных возможностей того, кто приобретает эти знания.
Каждый человек, где бы он ни трудился, может достичь христианского совершенства. Благодаря жертве Христа каждый верующий может получить все необходимое для жизни и благочестия. Бог призывает нас стремиться к идеалу, следуя примеру Христа. Пребывая в человеческой природе, отшлифованной благодаря постоянному противлению злу, Спаситель доказал, что, сотрудничая с Богом, люди могут достичь совершенства уже в этой жизни. Тем самым Бог заверяет нас, что и мы тоже можем одержать полную победу.
Перед верующим открывается чудесная возможность уподобиться Христу, послушному всем принципам Закона. Но сам по себе человек не способен достичь этого состояния. Святость, которую он должен иметь по свидетельству Слова Божьего и без которой спасение невозможно, – это результат действия Божественной благодати. Она зарождается в сердце человека тогда, когда он смиренно подчиняется воспитанию и сдерживающему влиянию Духа истины.
Только фимиам Христовой праведности может сделать послушание человека совершенным, наполняя каждый наш поступок Божественным благоуханием. Со своей стороны христианин должен упорно преодолевать любой свой недостаток, все время молиться Спасителю об исцелении своего сердца, пораженного грехом. У него нет ни мудрости, ни силы, чтобы стать победителем, – эти качества присущи лишь Господу, и Он дарует их тем, кто в смирении и раскаянии просит Его о помощи.
Преобразование человеческой неправедности в святость – это непрерывный процесс. Изо дня в день Бог трудится над освящением человека, и он должен сотрудничать с Господом, настойчиво развивая в себе добрые качества, принимая «благодать на благодать». Если верующий начнет восходить по лестнице христианских добродетелей, Бог будет умножать в нем всякое доброе дарование. Наш Спаситель всегда слышит молитву раскаявшегося сердца и отвечает на нее. Благодать и мир умножаются для Его верных детей. Он с радостью дарует благословения, в которых те нуждаются, чтобы бороться с пороками, осаждающими их душу.
Есть люди, которые пытаются подняться по лестнице христианского совершенствования, но по мере восхождения начинают уповать на человеческую силу и вскоре теряют из виду Иисуса, Начальника и Совершителя веры. В результате они терпят крах и теряют всё, что приобрели. Печально положение и тех, кто, утомившись в пути, позволяет врагу душ человеческих лишить их добродетелей, зародившихся в их жизни и сердце. «В ком нет сего,- говорит апостол,- тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов».
Апостол Пётр имел богатый опыт духовной жизни с Господом. Его вера в силу Бога-Спасителя с годами укреплялась, пока он окончательно не доказал, что человек, с верой поднимающийся по этой чудесной лестнице, преодолевающий виток за витком и наконец достигающий её вершины и оказывающийся перед небесными вратами, не может потерпеть краха.
7.14. «Просите и получите»
Павел в своем Послании к Колоссянам говорит о щедрых благословениях, которые обещаны детям Божьим. Он пишет: «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью» (Кол. 1:9–11).
Подобным образом он обращается и к ефесским братьям, чтобы и они пришли к пониманию высот христианского духа. Самым доступным языком он открывает перед ними чудесную силу и знание, каким они могут обладать как сыны и дочери Всевышнего. Им нужно «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке», чтобы «укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову». Но молитва апостола достигает кульминации, когда он просит, чтобы они «исполнялись всею полнотою Божиею» (Еф.3:16, 18, 19).
В этих текстах показаны высоты, которых мы можем достичь верой в обетования нашего Небесного Отца, если только исполним Его требования. Заслуги Христа могут приблизить нас к престолу Безграничного Могущества. «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8:32). Отец дал Своему Сыну Святого Духа не мерой, и мы также можем обладать этой полнотой. Иисус говорит: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк.11:13). И «если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю». «Просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин.14:14; 16:24).
Хотя жизнь христианина отличается смирением, это не означает печали и заниженной самооценки. Преимущество каждого – жить так, чтобы Бог мог его одобрить и благословить. Наш Небесный Отец не желает, чтобы мы всё время пребывали во мраке и угрызениях совести. Истинное смирение состоит не в том, чтобы ходить с опущенной головой и постоянно думать о своих грехах. Мы можем пойти к Иисусу и очиститься и стоять перед Законом без стыда и угрызения совести. «Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим.8:1).
Через Иисуса падшие сыны Адама становятся «сынами Божиими». «Ибо и Освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братьями» (Евр.2:11). Жизнь христианина должна быть жизнью веры, победы и радости в Господе. «Ибо всякий, рождённый от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин.5:4). Как справедливо говорит Неемия, Божий слуга: «Радость пред Господом – подкрепление для вас» (Неем.8:10). Павел говорит: «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь». «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (Фил.4:4; 1Фес.5:16–18).
Таковы, согласно Библии, плоды обращения и освящения, но их редко можно увидеть, потому что христианский мир пренебрегает великими принципами праведности, изложенными в Законе Божьем. По этой же самой причине мы так мало видим глубокой и долговременной работы Духа Божьего, которая была характерна для возрождения прошлых лет.
Мы преображаемся через созерцание и размышление. И если люди пренебрегают теми священными заповедями, в которых Бог открыл им совершенство и святость Своего характера, и вместо этого обращаются к человеческим учениям и теориям, то стоит ли удивляться, что в Церкви так мало живого благочестия? Господь говорит: «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоёмы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер.2:13).
«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых… Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё, и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, успеет» (Пс.1:1–3).
Только тогда, когда Закон Божий будет возвеличен и поднят на должную высоту, среди избранного народа Божьего возродится первоначальная вера и благочестие. «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдёте покой душам вашим» (Иер.6:16).
*Комментарии к двенадцати темам «Библейского плана спасения» составлены на основе книг христианской писательницы Елены Г. Уайт (1827-1915) из серии «Конфликт веков»:
Исполнители текста аудио-семинара: Метлов Николай, Галина Самсонова
Возврат к началу страницы
Перейти к вопросам по теме: Вопросы Темы 7
Перейти к следующей теме: Тема 8. Суббота – памятник Бога Творца
© Школа тематического изучения Библии "БиПлан 365+" 1993-2024
Евангельско – миссионерскому проекту "Библейский план спасения" более 30 лет
¹ После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его (Откровение 18:1)