Тема 1. Бог Творец и Законодатель

Ключевые мысли темы:

В начале сотворил Бог небо и землю.
Им (Сыном Божьим) создано все…
Быт.1:1;  Ин.1:3;  Евр.1:10;  Кол.1:16–17; Ис.40:26;  45:12
И небесные воинства Тебе поклоняются.
Неем.9:6;  Пс.148:1–6;  88:15;  92:1;  Иов.37:23;  Быт.2:16–17

Библейские тексты для изучения:

  • Бытие 1:1 — В начале сотворил Бог небо и землю.
  • Иоанна 1:3 — Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
  • Евреям 1:10 — И: «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих».
  • Колоссянам 1:16 — Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано.
  • Колоссянам 1:17 — И Он есть прежде всего, и все Им стоит.
  • Исаия 40:26 — Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает.
  • Исаия 45:12 — Я создал землю и сотворил на ней человека; Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.
  • Неемия 9:6 — Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются.
  • Псалом 148:1 — Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.
  • Псалом 148:2 — Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его.
  • Псалом 148:3 — Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.
  • Псалом 148:4 — Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес.
  • Псалом 148:5 — Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились.
  • Псалом 148:6 — Поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.
  • Псалом 88:15 — Правосудие и правота–основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим.
  • Псалом 92:1 — Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется.
  • Иов 37:23 — Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает.
  • Бытие 2:16 — И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть.
  • Бытие 2:17 — А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

* Комментарий к теме 1. Бог Творец и Законодатель

Содержание

  • 1.1. Бог есть любовь
  • 1.2. Сотворение Вселенной
  • 1.3. Эдемский сад
  • 1.4. Венец творения
  • 1.5. Адам и Ева
  • 1.6. Древо жизни
  • 1.7. День покоя
  • 1.8. Дни творения
  • 1.9. Истинная наука
  • 1.10. Источник жизни
  • 1.11. Принципы Божьего правления
  • 1.12. Свобода выбора
  • 1.13. Совершенная гармония

1.1. Бог есть любовь

«БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ» (1Ин.4:16). Его сущностью, Его законом является любовь. Она была всегда, и будет жить вечно. Он есть «Высокий и Превознесенный, вечно Живущий», «пути Его – вечные», и Он не изменяется, ибо в Нём «нет изменения и ни тени перемены» (Ис.57:15; Авв.3:6; Иак.1:17).

Всякое проявление Его творческой силы является выражением безграничной любви. Владычество Божье включает в себя полноту благословений для всех сотворённых существ. Псалмопевец говорит: «Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя! Правосудие и правота – основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим. Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи; о имени Твоем радуются весь день, и правдою Твоею возносятся. Ибо Ты украшение силы их… От Господа – щит наш, и от Святого Израилева – царь наш» (Пс.88:14–19).

История великой борьбы между добром и злом, начиная с того времени, как она разгорелась на небе и до окончательного подавления восстания и полного искоренения греха, также является свидетельством Божьей неизменной любви.

1.2. Сотворение Вселенной

Владыка Вселенной не был одинок в Своих благодеяниях. Рядом с Ним был Тот, Кто понимал Его намерения и мог разделить с Ним радость давать счастье всем сотворённым существам. «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин.1:1–2). Христос — Слово, единородный Божий, был одно с Вечным Отцом – един с Ним по природе, характеру и намерениям. Только Он один мог иметь доступ к советам и замыслам Бога. «…и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6). Его происхождение – «из начала, от дней вечных» (Михей 5:2). Сын Божий говорит о Себе: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони: «От века я помазана… когда полагал основания земли: тогда я была при Нём художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Пр.8:22,23,29–30).

Через Сына Своего Отец создал все небесные существа. «Ибо Им создано всё… престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – всё Им и для Него создано» (Кол.1:16). Ангелы – служебные духи Божьи, окружённые сияющим светом, исходящим от лица Господа, спешат на быстрых крыльях исполнить Его волю. А повелевает ими Сын, Помазанник Божий, «будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей» (Евр.1:3). «Престол славы, возвышенный от начала…», был местом Его святилища (Иер.17:12); «жезл правоты» был жезлом царствия Его (Евр.1:8). «Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его» (Пс.95:6). «…Милость и истина предходят пред лицем Твоим» (Пс.88:15).

От начала Бог явил Себя в деле творения. Христос распростёр небеса и положил основания земли. Он же сотворил и звёздные миры во Вселенной, и полевые цветы. «Он поставил горы», «Его – море, и Он создал его» (Пс.64:7; 94:5). Он наполнил землю красотой и воздух пением. И каждое Его творение на земле, в воздухе и на небесах несёт на себе отпечаток любви Отца.

1.3. Эдемский сад

«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – всё воинство их… Ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс.32:6,9). «Ты поставил землю на твёрдых основах: не поколеблется она во веки и веки» (Пс.103:5).

Когда земля вышла из рук Творца, она была необычайно красива. Её украшали горы, холмы и равнины, спокойно текущие реки, чудесные озёра; горы не устрашали своей неприступной крутизной и жуткими безднами, как в наши дни. Остроконечные скалистые выступы покоились под слоем плодородной почвы, покрытой роскошной растительностью. Не было ни отвратительных болот, ни бесплодных пустынь, но пышные кустарники и нежные цветы повсюду ласкали взор. Деревья, намного более величественные, чем в наши дни, украшали вершины холмов. Воздух, не заражённый вредными испарениями, был чист и здоров. Сады самых великолепных дворцов меркнут в сравнении с красотой первозданной земли. Небесные воинства с восхищением рассматривали картину прекрасных дел Божьих.

1.4. Венец творения

После того как земля с многочисленными животными и богатой растительностью была сотворена, человек, венец творения Божьего, вступил в свои владения. Ему была отдана власть над всем, что видел его глаз, ибо Бог сказал: «…сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над… всею землёю… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:26,27). Здесь ясно говорится о происхождении человеческого рода; Господь известил об этом так отчётливо, что исключены возможные ошибочные умозаключения. Бог сотворил человека по образу Своему. В этом нет ничего непостижимого. Нет никакого основания предполагать, что человек является результатом эволюции, плодом постепенного развития низших форм животного или растительного мира. Такая теория низводит великую работу Творца до уровня ограниченных человеческих представлений. Люди так упорны в своём стремлении лишить Бога верховной власти над Вселенной, что унизили человека, лишив его благородства своего происхождения. Тот, Кто сотворил звездные миры в вышине, искусно украсил поля цветами, Кто наполнил небо и землю чудесными знаками Своего могущества, решил увенчать Свои славные деяния и поставить властелина над всей землёй, создал существо, достойное руки, дающей ему жизнь. Родословная человеческого рода, как указывает на это Слово Божье, берёт начало не с развивающихся зародышей, моллюсков и четвероногих, а с Великого Творца. Адам был «сыном Божьим», несмотря на то, что его сотворили из праха земного.

Как представителю Бога ему предназначено было властвовать над низшими существами, которые были наделены способностью любить человека и служить ему. Псалмопевец говорит: «Поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, всё преходящее морскими стезями» (Пс.8:7–9).

Человек должен уподобляться Богу и внешне, и своим характером. Хотя только один Христос является «образом ипостаси Его» (Евр.1:3), но человек был сотворён по подобию Бога. Первоначально его природа находилась в гармонии с волей Божьей, разум был способен постигать Божественные истины, его чувства были чисты, а страсти и вожделения подчинялись разуму. Человек был счастлив тем, что носил образ Божий и жил в совершенном послушании Его воле.

1.5. Адам и Ева

Сотворённый Богом человек обладал величественным ростом и безукоризненными пропорциями. Его лицо, отмеченное здоровым румянцем, выражало довольство и радость. Адам был намного выше современных жителей земли. Ева – чуть ниже Адама, статна и прекрасна. Безгрешная чета не носила никаких искусственных одежд; подобно ангелам, они были одеты в сияние света и славы. И пока они жили в повиновении воле Божьей, эти одежды света оставались на них.

Сотворив Адама, Бог провёл перед ним всех животных, чтобы каждому из них он дал имя. Адам видел, что каждый имел друга, подобного себе, но среди них «для человека не нашлось помощника». Среди всех сотворённых Богом существ на земле не существовало никакого, равного человеку. И Бог сказал: «…не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18). Уделом человека должно быть не одиночество, а общение с себе подобными. Ни чарующие пейзажи Едема, ни доставляющая радость работа в саду не могли сделать человека вполне счастливым без спутника жизни. Даже общение с ангелами не могло удовлетворить потребность человеческой души в сочувствии и дружбе. Среди окружавших его созданий не было существа, подобного ему, которое любило бы его, и кому бы он мог дарить свою любовь.

Сам Бог дал Адаму друга жизни, «соответственного ему», друга, достойного его дружбы, любви и симпатии. Еву сотворили из ребра, взятого у Адама. Это означало, что она не будет ни господствовать над ним, ни унижаться им, но как равная ему имеет право на его любовь и защиту. Часть его самого, кость от костей его и плоть от плоти его, она была его вторым «я». Это говорило о том, насколько тесной и нежной должны быть связи между ними. «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её…» (Еф.5:29). «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.2:24).

Бог праздновал первый брак. Таким образом, семейный очаг также создан Творцом Вселенной. «Брак у всех да будет честен» (Евр.13:4). Он является одним из первых даров, преподнесённых человеку Богом. Он был одним из тех двух установлений, которые Адам вынес за врата рая после падения.

Когда в браке руководствуются Божественными принципами и повинуются им, тогда он служит благословением и помогает беречь нравственную чистоту и счастье человеческого рода. Такой брак удовлетворяет общественные запросы и возвышает человека физически, умственно и нравственно.

1.6. Древо жизни

«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал». Всё, созданное Богом, являло собой совершенство красоты, не было никакого недостатка для счастья святой четы, но Творец дал им ещё одно доказательство Своей любви, создав рай, который должен был стать их домом. В этом саду росли различные деревья, гнувшиеся под тяжестью изумительных душистых плодов, с великолепных виноградных лоз свисали тяжёлые гроздья соблазнительных ягод, переливающихся всевозможными оттенками. Из ветвей, покрытых роскошной листвой и плодами, Адам и Ева сделали для себя жилище. Повсюду благоухали чудесные цветы. Посреди рая стояло дерево жизни, затмевающее своей красотой все деревья сада. Золотисто – серебряные плоды его давали силу долголетия.

Творческая работа была окончена. «Так совершены небо и земля и всё воинство их». «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма». На земле пышно цвёл Едемский сад. Адам и Ева имели свободный доступ к дереву жизни. Ни одно пятно греха или тень смерти не омрачали прекрасное творение Божье. «При общем ликовании утренних звёзд… все сыны Божии восклицали от радости» (Иов.38:7).

1.7. День покоя

Великий Иегова положил основание земли, облёк весь мир красотой и наполнил его всем полезным для человека. Все чудеса земли и моря сотворены Им. В шесть дней была завершена великая творческая работа. Бог «…почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». С великим удовлетворением Бог созерцал дела рук Своих. Всё было совершенно, достойно рук Своего Божественного Создателя, и Он отдыхал не потому, что испытывал усталость, но потому, что наслаждался плодами Своей мудрости, благости и откровения славы Своей.

После того как Бог насладился покоем в седьмой день, Он освятил его и отделил как день отдыха для человека. Следуя примеру Творца, человек должен пребывать в покое в этот священный день, чтобы, любуясь небесами и землёй, размышлять о великих деяниях Творца, чтобы его сердце, видя доказательства Божественной мудрости и доброты, наполнялось бы любовью и благоговением к своему Создателю.

Благословляя седьмой день, Бог тем самым установил в Едеме памятник Своей творческой работе. Суббота была дана Адаму – отцу и представителю всей человеческой семьи. Соблюдением субботы потомки Адама должны были выражать свою благодарность и признательность Богу как своему Творцу и истинному Повелителю за то, что Он создал их, подданных Своего царства. Так было увековечено это установление и передано всему человечеству, предельно ясное и предназначенное для всех народов.

Бог видел, что и в раю суббота была необходима для человека. Ему нужен был один день из семи, в который бы покоился от всех своих работ и трудов, свободно размышляя о делах Господа, о Его силе и благости. Человек нуждался в субботе как в дне, который напоминал бы ему о Боге, пробуждая чувство признательности за все благодеяния, ниспосылаемые Творцом.

Выделяя субботу как день отдыха, Бог желал, чтобы в этот день человек был сосредоточен на созерцании Его творческих дел. Природа обращается к сознанию людей, говоря о Боге живом, Творце и Всемогущем Владыке. «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание» (Пс.18:2–3). Красота земли является знамением Божьей любви. Мы можем видеть её в вечных холмах, в величественных деревьях, распускающихся почках, в нежных цветах.… Всё вокруг говорит о Боге. Суббота, всегда указывающая на Создателя всего сущего, повелевает людям открыть великую книгу природы и читать в ней о мудрости, могуществе и любви Творца.

1.8. Дни творения

Подобно субботе, неделя берет свое начало от сотворения мира; оставаясь неизменной, она дошла до нас посредством библейской истории. Сам Бог размерил первую неделю как образец для всех грядущих недель до конца времен. Каждая неделя состоит из семи буквальных дней. На протяжении шести дней Бог совершал дела творения, а в седьмой день Он отдыхал и затем благословил этот день и выделил его как день покоя для человека.

В законе, данном на Синае, Бог подтвердил существование недели и тех событий, на которых она была основана. После того как Он дал заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его», устанавливая, какая работа должна совершаться в шесть дней и что не должно делаться в седьмой день, Он определил причину соблюдения недели, приводя Себя в пример: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:11). Если мы воспринимаем дни творения как дни в буквальном смысле слова, тогда эта причина является для нас вполне убедительной и возвышенной. Каждые шесть дней недели являются рабочими днями, потому что Бог использовал эти отрезки времени для Своего творческого труда. В седьмой же день человек не должен работать, чтя память о покое Творца.

Но предположение, что все события, происшедшие в течение первой недели, якобы развивались на протяжении многих тысячелетий, наносит прямой удар по основанию четвертой заповеди. Это заставляет думать, что Творец повелел людям сохранять семидневную неделю в память об огромных неопределенных отрезках времени. Это в корне противоречит принципу Его обращения со Своим творением. Это делает неясным и расплывчатым то, что Он сделал очень понятным. Это неверие в его самой коварной и опасной форме; его истинный характер так удачно замаскирован, что многие из верующих в Библию придерживаются этого предположения и учат так других.

«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их… ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс.32:6–9).

Библия не признает долгих столетий, в течение которых происходило медленное развитие земли из хаотического беспорядка. О каждом новом дне творения Священное Писание говорит, что он, подобно всем последующим, состоял из вечера и утра. При завершении каждого дня сообщаются результаты работы Творца. И в конце первой недели сказано: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их» (Быт.2:4). Но это не говорит о том, что дни творения отличались от подлинных дней. Каждый день являлся происхождением нового, потому что Бог в тот день проводил новую часть Своей работы.

1.9. Истинная наука

Геологи утверждают, что, согласно найденным доказательствам, земля гораздо старше, чем об этом сообщается в Моисеевых летописях. Кости людей и животных, а также оружие, окаменевшие деревья и так далее, превосходящие своими размерами все, что нам сегодня известно, и все, что существовало тысячи лет назад, приводят ученых к выводу, что задолго до времени, к которому можно отнести запись о сотворении мира, на земле жили люди, по физическому развитию намного превосходившие современных представителей человеческого рода. Такие выводы заставляют многих так называемых верующих в Библию полагать, что дни творения были длинными, неопределенными отрезками времени.

Но в отрыве от библейской истории геология ничего не может доказать. Те, кто так слепо доверяет различного рода открытиям, не имеют определенного представления о физических достоинствах допотопных людей и животных, о величине деревьев или об огромных изменениях, какие произошли с тех пор. Найденные в земле останки свидетельствуют о совершенно иных условиях, резко отличающихся от настоящих. Но только Священное Писание может осветить время существования тех условий. В истории потопа вдохновенное Слово объясняет то, во что сама геология никогда бы не проникла. Во дни Ноя люди, животные и деревья, намного превосходящие по размерам современных, оказались сокрыты под землей и сохранены там, чтобы свидетельствовать будущим поколениям о том, что древний мир был уничтожен потопом. Бог желал, чтобы открытие древнего прошлого укрепило веру людей в священную историю, но люди в своих тщеславных выводах впали в то же заблуждение, что и жители допотопного мира, которые, неправильно используя Божьи дары, превратили их в проклятие.

Одной из уловок сатаны является его стремление увлечь народ баснями неверия, ибо таким путем он может исказить ясно выраженный Закон Божий и подстрекать людей к дерзкому восстанию против Божественного правления. Его ярость особенно обрушивается на четвертую заповедь, которая так четко указывает на живого Бога как Создателя неба и земли. С неослабевающей энергией люди пытаются объяснить творение как результат природных процессов, и подобные умозаключения принимаются даже так называемыми христианами, вопреки ясным доказательствам Священного Писания. Многие отказываются изучать пророчества, в особенности в книгах Даниила и Откровения, утверждая, что они якобы невразумительны и их невозможно понять; тем не менее, эти же самые люди охотно принимают предположение геологов, противоречащее летописи Моисея. Но если то, что Бог открыл нам, так трудно для понимания, сколь непоследовательно принимать предположения относительно того, что Он не открыл!

«Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века» (Втор.29:29). Бог не открыл людям, каким именно путем была осуществлена работа творения. Человеческая наука не может проникнуть в тайны Всевышнего. Его творческое могущество так же непостижимо, как и Его бытие.

Бог излил потоки света на мир как в области науки, так и в области искусства, но если ученые будут рассматривать эти сферы только с человеческой точки зрения, они неизменно придут к ложным выводам. Конечно, мы можем строить различного рода предположения сверх того, что открыто в Слове Божьем, но только при условии, если наши взгляды не будут противоречить библейским фактам. Но те, кто оставляет Писание и пытается объяснить работу творения с научной точки зрения, блуждают без карты и компаса по неизвестным водам безбрежного океана. Гениальные мужи, если не будут руководствоваться Словом Божьим в своих исследованиях, придут в тупик при попытке установить связь между наукой и Откровением Божьим. Поскольку Сам Творец и Его деяния непостижимы их пониманию и не поддаются объяснению с точки зрения естественных законов, то ученые просто отвергают библейскую историю как недостоверную. Сомневающиеся в правдоподобности Ветхого и Нового Заветов пойдут еще дальше и усомнятся в существовании Самого Бога, и, таким образом потеряв якорь, они будут носиться по волнам, пока не разобьются о скалы безбожия.

Такие люди потеряют простоту веры. Необходимо твердо верить в Божественный авторитет Священного Слова Божьего. Библия не может проверяться научными воззрениями людей. Человеческое знание – ненадежный путеводитель. Скептики, читающие Библию для того, чтобы придраться к чему–либо, возможно, из–за недостаточности знаний в области науки или Слова Божьего станут утверждать, что наука и Библия противоречат друг другу. Но при правильном понимании становится ясно, что между ними существует совершенная гармония. Моисей писал, вдохновляемый Духом Божьим, и истинная теория геологии никогда не подтверждала подлинности открытий, находящихся в противоречии с его данными. Всякая истина, будь то в природе или в Слове Божьем, не противоречит сама себе во всех своих проявлениях.

В Священном Писании затрагиваются такие вопросы, на которые никогда не смогут дать ответ даже самые выдающиеся ученые. Наше внимание обращено на них для того, чтобы показать нам, что даже в обыденных явлениях повседневной жизни много такого, чего никогда не постигнет кичащийся своей мудростью разум человека.

И все же ученые полагают, что они в состоянии постичь мудрость Божью в том, что Он сотворил или мог бы сотворить. Идея об ограничении Бога Его собственными законами получила широкое распространение. Люди или отрицают существование Бога, или упорно отказываются что–либо знать о Нем, или хотят объяснить все, даже действие Святого Духа на человеческое сердце. У них нет ни благоговения перед Его именем, ни страха перед Его силой. Они не верят в сверхъестественное, не понимают ни законов Божьих, ни Его бесконечной силы, действующей в них для исполнения Его воли. Обычно понятие «законы природы» подразумевает те из них, которые люди в состоянии были открыть и которые управляют физическим миром. Но как ограниченны их знания и как необъятна та область, где Творец может действовать в согласии со Своими собственными законами, выходя далеко за пределы понятий и разума смертных существ!

1.10. Источник жизни

Многие учат, что материя обладает жизненной силой, что это неизменно присущее ей свойство, что благодаря своей собственной энергии она и действует, что явления природы управляются и подчиняются неизменным законам, над которыми не властен Сам Бог. Это – ложная наука, и она не подтверждается Словом Божьим. Природа – слуга Творца. Бог не изменяет Свои законы и не действует вопреки им, но Он всегда пользуется ими, как инструментом. Природа свидетельствует о разумной, постоянно действующей силе, проявляющейся как в ее законах, так и посредством их.

В природе неустанно действуют Отец и Сын. Христос говорит: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин.5:17).

В записанном Неемией гимне левиты пели: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней… и Ты живишь все сие» (Неем.9:6). Что касается нашей земли, Божье дело – творение – закончено. Ибо «дела Его были совершены еще в начале мира» (Евр.4:3). Но Его сила по–прежнему проявляется в том, что Он созиждет все сотворенное Им. Механизм, однажды приведенный в действие, работает безотказно не потому, что функционирует заключенная в нем сила; и не по этой причине бьется пульс у всего живого; но каждый вдох, каждый удар сердца свидетельствует о всеохватывающей заботе Того, Кем мы «живем и движемся и существуем» (Деян.17:28). Не благодаря заключенной в ней энергии земля ежегодно рождает все живое и совершает свое вращение вокруг солнца. Рука Божья управляет строгим движением планет во Вселенной. «Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» (Ис.40:26). Это благодаря Его силе зеленеют растения, показываются листья, цветут цветы… Он «произращает на горах траву» (Пс.146:8), и благодаря Ему долины становятся плодородными. Всем зверям лесным Он посылает пищу, и каждое живое существо, от самого маленького насекомого до человека, ежедневно зависит от Его неусыпной заботы. Как прекрасны слова псалмопевца: «Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пишу их в свое время… отверзаешь руку Твою – насыщаются благом» (Пс.103:27, 28). Его Слово управляет стихиями; Он покрывает небо облаками и посылает дождь на землю. «Дает снег, как волну; сыплет иней, как пепел» (Пс.147:5, 6). «По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих» (Иер.10:13).

Бог – основание всего. Всякая истинная наука находится в согласии с Его творческими деяниями; всякое истинное образование ведет к повиновению законам Его правления. Наука открывает нашему взору новые чудеса, она проникает в воздушные просторы и исследует новые глубины, но не находит ничего, что противоречит Божественному откровению. Невежество может ссылаться на научные доказательства, чтобы поддержать ложные взгляды на Бога, но книга природы и Слово Божье проливают свет друг на друга. Благодаря этим свидетелям мы можем научиться чтить Творца и разумно верить в Его Слово.

Ничей ограниченный разум не в состоянии постигнуть бытие, могущество, мудрость и деяния Бесконечного. Святой слуга Божий писал: «Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес, – что можешь сделать? глубже преисподней, – что можешь узнать? Длиннее земли мера Его и шире моря» (Иов.11:7–9). Самые выдающиеся гении не могут постичь Бога. Люди могут исследовать, совершать открытия, но все еще будет оставаться бесконечность непостижимого.

Дела творения свидетельствуют о могуществе Божьем и Его величии. «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс.18:2). Кто будет пользоваться Словом Божьим как руководством, тот в науке обретет для себя средство к пониманию Бога. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20).

1.11. Принципы Божьего правления

Всё в природе свидетельствует о Боге, но наиболее полно мы видим Его в Иисусе. Глядя на Иисуса, мы понимаем, что слава нашего Бога заключается в том, чтобы даровать. «Я…ничего не делаю от Себя, – сказал Христос. – Как послал Меня живой Отец и я живу Отцом», «Я не ищу Моей славы», а славы пославшему Меня (Ин.8:28; 6:57; 8:50; 7:18).

В этих словах утверждён великий принцип – закон жизни во Вселенной. Всё, что Христос получил от Бога, Он получил, чтобы отдать. Этот же принцип действует и в Царстве Небесном – в Его служении всем Господом сотворённым существам: через возлюбленного Сына Отец изливает на всех жизненную энергию и через Сына она возвращается в потоках хвалы и радостного служения к Великому Источнику всего сущего. Таким образом, во Христе получает завершение круг благодеяний, раскрывающий сущность великого Подателя жизни, и закон жизни, действующий во Вселенной.

Закон Божий так же свят, как и Сам Бог. Он является откровением Его воли, воплощением Его сущности, выражением Божественной любви и мудрости. Гармония всего творения зависит от совершенного подчинения всех существ, всего одушевлённого и неодушевлённого закону Творца.

В основе Божественного правления – нравственность, истина и любовь. Бог учредил законы, которые управляют не только живыми существами, но также и всеми процессами, протекающими в природе. Всё подчинено незыблемым законам, которыми нельзя пренебрегать. В то время как всё сущее на земле подчиняется законам природы, только один их всех обитателей земли – человек несёт ответственность за соблюдение нравственного закона. Человек венец творения, Бог наделил его способностью понимать Свои требования, справедливость и милость Своего закона и ожидает от него безусловного послушания.

Подобно ангелам, жители Едема были подвергнуты испытанию: они могли быть счастливы при условии, что будут соблюдать закон Творца. Они могли повиноваться – и жить, или же не повиноваться – и умереть. Бог сделал их приемниками богатых благословений, но нарушивших Его волю Он не пощадит так же, как не пощадил и согрешивших ангелов. Грех лишал права на Божественные благословения и обрекал на страдания и смерть.

1.12. Свобода выбора

Адам и Ева при творении получили знание Закона Божьего; им были известны его требования; предписания закона были начертаны в их сердцах.

Хотя наши прародители и были сотворены невинными и святыми, но у них была возможность согрешить. Бог сотворил их нравственно свободными людьми, способными постичь Его мудрость и доброту, справедливость Его требований. Им была предоставлена полная свобода оставаться послушными воле Божьей или нарушить её. Они могли радоваться общению с Господом и святыми ангелами, но прежде чем стать вечными причастниками этой радости, их верность должна быть испытана. Уже в самом начале своего существования человек был ограничен в своём желании потворствовать себе, в своей губительной страсти, которая лежала в основе падения сатаны. Дерево познания, стоящее вблизи дерева жизни посреди сада, должно было стать средством испытания веры, послушания и любви наших прародителей. Им разрешалось срывать плоды со всех других деревьев, но под страхом смерти воспрещалось вкушать плоды с древа познания. Их ждали искушения сатаны, но если бы они мужественно перенесли его нападки, то навсегда были бы ограждены от его власти, наслаждаясь вечным благоволением Бога.

Бог подчинил человека власти закона, сделав его соблюдение необходимым условием существования. Человек – подданный Господа, а никакое правление не может существовать без закона.

Бог мог бы сотворить человека не способным к нарушению закона, Он мог бы удержать Адама от запрещённого плода, но в том и другом случае человек был бы не свободным нравственным существом, а автоматом. Без свободы выбора его повиновение оказывалось бы не добровольным, а вынужденным. В таких условиях не происходит становление личности. Это также противоречило бы плану Божьему в отношениях с жителями других миров. В конце концов, это умалило бы достоинство человека как разумного существа и подтвердило бы обвинения в деспотизме, брошенное Богу сатаной.

Бог создал человека правым. Он наделил его благородными чертами характера, без какой бы то ни было наклонности к злу. Он одарил его блестящими умственными возможностями и дал ему самый сильный стимул для того, чтобы оставаться верным Богу. Совершенное и постоянное повиновение являлось условием вечного счастья. Лишь на этом условии человек мог иметь доступ к дереву жизни.

1.13. Совершенная гармония

Пока Адам и его помощница сохраняли верность Богу, они были властелинами всей земли. Им было дано безграничное владычество над всем живущим. Лев и ягнёнок мирно резвились вокруг них и ложились у ног. Счастливые птички, бесстрашно порхавшие над ними, славили Творца своим щебетом, Адам и Ева присоединялись к ним в своих благодарственных гимнах Отцу и Сыну.

В раю святая чета жила, как живут дети под чутким попечением Отца, но в то же время они неустанно постигали уроки премудрости Творца. Их посещали ангелы. Они имели счастье общаться с Создателем, и между ними не было никакой завесы. Вкушая плоды дерева жизни, они были полны энергии и в умственном развитии уступали ангелам лишь в незначительной степени. Тайны окружающей их Вселенной – «чудное дело Совершеннейшего в знании» (Иов.37:16) – являлись для них неограниченным источником знаний и радости.

Законы и явления природы, которые на протяжении шести тысяч лет занимают человеческие умы, были открыты их разумению великим Зодчим и Созидателем. Они изучали строение листьев, цветов, деревьев, проникая в тайну их жизни. Адаму было известно каждое живое существо – от могущественного левиафана, игравшего в водах, до неприметного насекомого, мелькающего в сияющих лучах солнца. Каждому из них он дал название и хорошо знал повадки и характер любого животного. Божественная слава в небесах, круговое вращение бесчисленных миров, «равновесие облаков» (Иов.37:16), тайны света и звука, дня и ночи – во всё вникали наши прародители. Каждый листок в лесу, каждый выступ скалы, каждая сияющая звезда – всё на земле, в воздухе и на небе прославляло Божье имя. Порядок и гармония творения говорили им о Его безграничной мудрости и могуществе. Они постоянно открывали в природе всё новую и новую красоту, которая наполняла их сердца ещё более глубокой любовью, побуждая снова и снова благодарить Создателя.

Останься они верны Божественному закону, их способность познавать, радоваться, любить постоянно возрастала бы. Они приобретали бы новые сокровища знаний, открывали бы новые источники счастья и получали бы всё более ясные понятия о неизмеримой, неисчерпаемой любви Божьей.

 

*Комментарии к двенадцати темам «Библейского плана спасения» составлены на основе книг христианской писательницы Елены Г. Уайт (1827-1915) из серии «Конфликт веков»:

  1. Патриархи и пророки (1890)
  2. Пророки и цари (1917)
  3. Желание веков (1890)
  4. Деяния апостолов (1911)
  5. Великая борьба (1911)

Исполнители текста аудио-семинара: Метлов Николай, Галина Самсонова

Возврат к началу страницы

Перейти к вопросам по теме: Вопросы Темы 1

Перейти к следующей теме: Тема 2. Возникновение греха во Вселенной


© Школа тематического изучения Библии "БиПлан 365+" 1993-2024
Евангельско – миссионерскому проекту "Библейский план спасения" более 30 лет
¹ После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его (Откровение 18:1)

 

Поделиться: