Тема 6. Церковь хранящая закон и веру

Ключевые мысли темы:

Соблюдающие заповеди Божии, веру в Иисуса
И имеющие свидетельство Иисусово.
Отк.11:19;  Евр.12:22;  Ис.2:2–3;  51:4, 7;  Отк.12:17;  14:12;  22:14

Библейские тексты для изучения:

  • Откровение 11:19 — И отверзся храм Божий (небесное Святилище) на небе, и явился ковчег завета (ковчег Откровения — Закон Божий) Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.
  • Евреям 12:22 — Но вы приступили к горе Сиону (к небесному Святилищу) и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов.
  • Исаия 2:2 — И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
  • Исаия 2:3 — И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона (от небесного Святилища) выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима (из небесного Иерусалима, Святилища).
  • Исаия 51:4 — Послушайте Меня, народ Мой, и племя Мое, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдет Закон (Закон Божий), и суд Мой (Следственный суд) поставлю во свет для народов.
  • Исаия 51:7 — Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце Закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь.
  • Откровение 12:17 — И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.
  • Откровение 14:12 — Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса.
  • Откровение 22:14 — Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.

* Комментарий к теме 6. Остаток, хранящий закон и веру:

Содержание

  • 6.1. Апостольская Церковь
  • 6.2. Верное основание
  • 6.3. Гонения в первые столетия
  • 6.4. Отступление
  • 6.5. Языческая закваска
  • 6.6. Тайна беззакония
  • 6.7. «Покайся, и твори прежние дела»
  • 6.8. Отделение
  • 6.9. Борьба между Истиной и заблуждениями
  • 6.10. Божья Церковь
  • 6.11. «Я вложил слова Мои в уста твои»
  • 6.12. Отношение к Истине в наши дни
  • 6.13. Последнее столкновение
  • 6.14. Истинные реформаторы
  • 6.15. Духовное возрождение
  • 6.16. Повиновение всем заповедям
  • 6.17. Последствия беззакония
  • 6.18. Голос сурового обличения
  • 6.19. Разделительная черта
  • 6.20. Остаток, стоящий до конца
  • 6.21. Указ о воскресном дне
  • 6.22. «В мире будете иметь скорбь»
  • 6.23. «Я укреплю тебя»
  • 6.24. «Плененные сильным будут отняты»
  • 6.25. Возвращение к Богу
  • 6.26. Окончательная победа Божьей Церкви

6.1. Апостольская Церковь

Во дни апостолов христиане были ревностными и энергичными. Они так упорно трудились для своего Господа, что за сравнительно короткое время, несмотря на ожесточенное сопротивление, Евангелие Царствия было проповедовано во всем цивилизованном мире того времени.

Вдохновенное перо записало, какую пылкость проявляли последователи Христа в это время, чтобы ободрить верующих всех времен. Об Ефесской церкви, которую Господь Иисус использовал как символ всего христианства апостольских времен, верный и истинный Свидетель сказал:

«Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал» (Откр.2:2, 3).

Вначале Ефесская церковь отличалась детской простотой и пылкостью. Верующие искренно стремились повиноваться всякому слову Божьему и глубоко любили Христа. Они с радостью исполняли волю Божью, потому что в их сердцах всегда жил Спаситель и Его любовь, и считали своей главной задачей приводить людей ко Христу. Они и не думали скрывать бесценные сокровища благодати Христовой. Чувствуя важность своего призвания, и неся весть: «На земле мир, в человеках благоволение», они страстно желали распространить радостную весть о спасении в самых отдаленных уголках земли. И мир узнавал о них, что они были с Иисусом. Грешные люди, покаявшиеся, прощенные, очищенные и освященные заключали союз с Богом благодаря посредничеству Его Сына.

Члены церкви были едины в чувствах и действиях. Любовь ко Христу была золотой цепью, которая связывала их. Они продолжали все глубже и глубже познавать Господа, и жизнь их была исполнена радости и мира Христова. Они посещали сирот и вдов, утешая их в скорбях, и хранили себя от скверны мира, понимая, что если не будут делать этого, то тем самым отрекутся от своего Спасителя и не смогут называться Его последователями.

Евангелие звучало повсюду. Новообращенные, в свою очередь, считали своим долгом рассказывать другим о бесценном сокровище, найденном ими. Они не успокаивались до тех пор, пока свет, озаривший их разум, не освещал других. Тысячи неверующих знакомились с основанием христианской надежды. Верные христиане обращались с горячими, вдохновенными призывами к заблуждавшимся, к отверженным и к тем, кто претендуя на знание истины, больше любил удовольствия, чем Бога.

Однако со временем усердие верующих начало угасать; а их любовь к Богу и друг к другу – охладевать. В церковь постепенно вкрадывалось равнодушие. Многие забыли о том, каким чудесным образом они обратились к истине. Старые знаменосцы один за другим умирали на своем посту, а некоторым молодым служителям, которые могли бы принять их бремя и стать мудрыми руководителями, надоели часто повторяемые истины. Стремясь к чему–то новому и необычному, они попытались видоизменить учение, сделать его более привлекательным для большинства. Однако это противоречило фундаментальным принципам Евангелия. В своей самоуверенности и духовной слепоте эти служители не понимали, что подобные ухищрения заставят многих усомниться в опытах прошлого и приведут, таким образом, к смущению и неверию.

Когда они стали настаивать на этих лжеучениях, в церкви возникли разногласия и многие отвратили свои взоры от Иисуса – Начальника и Совершителя веры. Время, которое могло бы быть использовано для проповеди Евангелия, тратилось на обсуждение второстепенных пунктов учения и выдуманных человеком басен. Массы людей, которые могли бы раскаяться и обратиться под влиянием правильного изложения евангельских истин, оставались без предостережения. Благочестие быстро вырождалось, и казалось, что сатана вот–вот овладеет теми, кто считал себя последователями Христа.

6.2. Верное основание

Апостолы трудились в каменоломне иудейского и языческого мира, добывая там живые камни для строительства Церкви. В своем послании к верующим Ефеса Павел писал: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф.2:19–22).

В Послании к Коринфянам он говорит: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1Кор.3:10–13).

Апостолы строили на верном основании – на вековой Скале. На Нее они клали камни, добытые из каменоломни мира. Но противодействие врагов Христа чрезвычайно осложняло их работу. Они вынуждены были бороться с фанатизмом, предрассудками и ненавистью тех, кто строил на ложном основании.

Многие, трудившиеся над созиданием Церкви, были подобны строителям стены, о которых говорится в Книге Неемии: «Строившие стену и носившие тяжести, которые налагали на них, одною рукою производили работу, а другою держали копье» (Неем.4:17).

6.3. Гонения в первые столетия

Цари и правители, священники и начальники стремились разрушить храм Божий. Но под угрозой тюремного заключения, пыток и смерти верные мужи продолжали свою работу, здание получалось красивым и симметричным. Иногда туман суеверия, сгущавшийся вокруг, почти полностью заслонял им видимость. Иногда казалось, что враги в своей ярости вот–вот одолеют их. Но с непоколебимой верой и непреклонным мужеством они упорно продолжали начатое дело.

Один за другим строители, находившиеся в первых рядах, падали от руки врага. Стефана побили камнями, Иакова убили мечом, Павла обезглавили, Петра распяли, Иоанна отправили в ссылку. И все же Церковь росла. Новые работники занимали места погибших, и к зданию добавлялся один камень за другим. Так медленно возрастал храм Церкви Божьей.

В первые века своего существования христианская Церковь претерпела жестокие гонения, но в ней всегда были люди, считавшие дело строительства храма Божьего дороже самой жизни. Это о них написано: «Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11:36–38).

Когда Иисус открыл Своим ученикам участь Иерусалима и отдельные события, относящиеся ко Второму Его пришествию, Он предсказал также те испытания, которые должен будет перенести народ Божий после вознесения Его вплоть до славного возвращения на землю. С вершины Елеонской горы Спаситель видел бури, готовые разразиться над апостольской Церковью; Его взору, проникавшему в глубь веков, представали страшные и опустошительные ураганы, которые должны обрушиться на Его последователей в грядущие столетия мрака и преследования. В нескольких кратких, но грозных словах Он предсказал ту участь, какую великие мира сего уготовят Церкви Божьей (см. Мф.24:9, 21, 22). Последователи Христа должны будут пройти тем же путем страданий, унижения и презрения, каким шел и их Господь. Ту же самую вражду, которая окружала Искупителя мира, испытают все те, кто будет верить в Него.

История первоапостольской Церкви свидетельствует: слова Спасителя исполнились. Силы земли и ада объединились против Христа в лице Его последователей. Язычники предвидели, что если Евангелие победит, то идольские храмы и жертвенники будут уничтожены, поэтому они сплотили свои ряды и объявили христианам войну. Огонь преследования разгорелся. Христиан лишили прав собственности и изгнали из домов. Они «выдержали великий подвиг страданий»; «испытали поругания и побои, а также узы и темницу» (см. Евр.10:32; 11:36). Многие из них засвидетельствовали веру Своей Кровью. Безжалостно умерщвляли всех – благородных и рабов, богатых и бедных, ученых и неграмотных.

Эти гонения, начавшиеся еще при Нероне, приблизительно со времени мученической смерти Павла, продолжались с большей или меньшей силой в течение долгих столетий. Христиан ложно обвиняли в самых тягчайших преступлениях, считали их виновниками таких бедствий, как голод, болезни, землетрясения. Когда они стали предметом всеобщей ненависти и подозрения, доносчики уже готовы были к тому, чтобы ради денег предать невиновных. Их обвиняли как государственных бунтовщиков, как врагов религии и язву общества. Многие были брошены на съедение диким зверям; многих заживо сжигали в амфитеатрах. Одни были распяты, других зашивали в звериные шкуры и бросали на арену на растерзание хищникам. Казнь христиан часто являлась основным развлечением на праздниках. Любопытные собирались во множестве, чтобы насладиться этим зрелищем, и смехом и рукоплесканиями встречали предсмертные муки и агонию.

Где бы ни укрывались последователи Христа, всюду их преследовали, как диких зверей на охоте. Они вынуждены были искать для себя убежище в пустынных и уединенных местах, терпя «недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11:37, 38). Для многих тысяч верующих убежищем служили катакомбы. В окрестностях Рима под холмами были прорыты длинные подземные ходы, хитроумная сеть которых простиралась на многие километры от городских стен. В этих темных подземельях последователи Христа хоронили своих умерших, и когда на них падало подозрение и их объявляли вне закона, они находили здесь для себя приют. Когда Податель жизни воскресит тех, кто подвизался добрым подвигом веры, тогда из этих мрачных пещер выйдут многие мученики, пострадавшие во имя Христа.

При самых свирепых преследованиях эти свидетели Иисуса сохраняли свою веру незапятнанной. Лишенные каких–либо удобств и даже солнечного света, нашедшие себе дом в недрах темной, но приветливой земли, они не издавали ни единого жалобного возгласа. Словами веры, терпения и надежды они помогали друг другу мужественно переносить лишения и беды. Потеря всех земных благ не могла заставить их отказаться от веры во Христа. Испытания и гонения были для них только ступенями, по которым они приближались к желанному покою и награде.

Подобно рабам Божьим в древности, многие «замучены были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение» (Евр.11:35). Они всегда помнили слова Господа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф.5:11,12). Они радовались тому, что были удостоены пострадать за истину, и с костров, на которых их сжигали, раздавались восторженные, хвалебные гимны. С верой взирая на небеса, они видели Христа и Его ангелов, которые с величайшим участием и одобрением наблюдали за их непоколебимой твердостью. Они слышали голос Божий, доносящийся от престола Его: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10).

Напрасны были все попытки сатаны уничтожить Церковь Божью насильственным путем. Великая борьба, в которой ученики Иисуса сложили свои головы, не прекратилась и тогда, когда эти верные знаменосцы пали на своем посту. Их поражение на самом деле было победой. Посланцев Божьих убили, но Его дело неуклонно продвигалось вперед. Евангелие продолжало распространяться, и все больше людей принимали Благую весть. Она проникла в области, недоступные даже для римского орла. Один христианин, отвечая языческим правителям, которые воздвигли очередное гонение на христиан, сказал: «Вы можете убивать, мучить, проклинать нас… Ваша несправедливость является доказательством нашей невиновности!.. Даже самая утонченная жестокость с вашей стороны не поможет вам». Гонения на христиан, вопреки ожиданиям, только укрепляли у людей желание принять Христа. «И чем больше вы будете уничтожать нас, тем больше нас будет становиться: кровь христиан – это семя» (Тертуллиан, Апология, § 50).

Тысячи христиан были заключены в темницы и лишены жизни, но на их место вставали другие. И те, кто во имя веры погиб мученической смертью, сроднились со своим Спасителем, и Он признал их победителями. Они подвизались добрым подвигом, и в день Его пришествия их ждет венец славы. Страдания, переносимые христианами, еще теснее сплачивали их, еще ближе становился им их Искупитель. Их жизнь и предсмертные слова способствовали распространению истины, и даже в стане сатаны, где менее всего можно было ожидать успеха, приверженцы князя тьмы порывали с его злым царством и становились под знамя Христа и Его Церкви.

6.4. Отступление

И тогда, стремясь противостоять правлению Божьему, сатана решил водрузить свое знамя в христианской Церкви. Если ему удастся обмануть последователей Христа и заставить их делать неугодное в очах Бога, тогда они лишатся силы и крепости и станут его легкой добычей.

Так великий обманщик пытался хитростью добиться успеха там, где потерпел поражение, действуя силой. Гонения прекратились, и вместо них появились опасные и заманчивые обольщения земного благополучия и светских почестей. Идолопоклонники приняли некоторые положения христианской веры и в то же время отвергли многие важные истины. Заявив, что считают Иисуса Сыном Божьим, что верят в Его смерть и воскресение, они в то же время не сознавали своей греховности и не испытывали никакой потребности в покаянии и внутреннем перерождении. Уступив кое в чем христианам, они предложили и им сделать то же самое, чтобы соединиться с ними на основе христианского вероисповедания.

Теперь Церковь находилась в страшной опасности. Тюрьмы, пытки, огонь и меч – все было благословением по сравнению с этим испытанием. Некоторые христиане остались непреклонны и заявили, что не пойдут ни на какие соглашения. Другие были готовы уступить или же изменить некоторые догматы вероучения и соединиться, таким образом, с теми, кто принял христианство лишь частично. Предполагалось, что такие уступки могут послужить поводом к полному обращению язычников. Это было время глубочайшей скорби для верных последователей Христа. Под видом притворного христианства в Церковь проник сатана, чтобы осквернить веру и отвратить умы христиан от Слова истины.

6.5. Языческая закваска

Наконец большая часть христиан согласилась с выдвинутыми условиями, и, опустив свое знамя, пошла на союз с язычеством. Хотя идолопоклонники и объявили себя обращенными христианами, но они по–прежнему придерживались своих языческих обычаев, с той только разницей, что заменили предметы прежнего поклонения на образ Иисуса, Его матери и других святых. Так внесенная в Церковь отвратительная закваска язычества продолжала свое губительное действие. Частью христианской веры необоснованно стали ошибочные учения, суеверные обычаи и ритуалы. Когда последователи Христа приняли в лоно церкви идолопоклонников, христианская религия осквернилась, и церковь утратила свою чистоту и силу.

Однако были и такие христиане, которые не позволили ввести себя в заблуждение. Они продолжали оставаться верными Автору истины и поклонялись одному лишь Богу.

Исповедующие религию Христа всегда разделялись на две категории. Одни верующие, ревностно исследуя жизнь Спасителя, сообразуясь с великим Образцом, искренне стремились исправить свои недостатки; другие старались не замечать ясных, жизненно важных истин, разоблачающих их заблуждения. Даже в свои лучшие времена церковь состояла не только из искренних, чистых и богобоязненных людей.

6.6. Тайна беззакония

Тайна беззакония, которую предсказывал апостол Павел, начала свою зловещую работу еще на заре христианства; и когда лжеучители, о которых предупреждал Петр, стали распространять свои ереси, многие поддались их учению. Некоторые колебались во время испытаний и были даже искушаемы оставить веру. Когда Иоанну было дано это откровение, многие уже утратили первоначальную любовь к евангельской истине.

6.7. «Покайся, и твори прежние дела»

Но по Своей милости Бог не оставил Церковь в состоянии отступничества. В необычайно сострадательной вести открыл Он Свою любовь к ним и призвал трудиться для вечности. «Вспомни, – просил Он, – откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела» (Откр.2:5).

Церковь имела пороки и нуждалась в строгом обличении и наказании, и Иоанн был вдохновлен написать весть предостережения, порицания и мольбы к тем, кто, утратив фундаментальные принципы Евангелия, рисковал своим спасением. Но слова обличения, которые Бог находит нужным послать Церкви, всегда произносятся с нежной любовью и сопровождаются обетованиями мира каждому кающемуся верующему. «Се, стою у двери и стучу, – говорит Господь, – если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).

В то же время пророку велено было передать слова одобрения и обетования людям, которые в условиях борьбы сохраняют веру в Бога: «Знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего». «Как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле». Верующие получили наставление: «Бодрствуй и утверждай прочее, близкое к смерти». «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр.3:8, 10, 2, 11).

6.8. Отделение

Но так как между Князем света и князем тьмы нет ничего общего, то не может быть единства и между их последователями.

Когда христиане согласились объединиться с полуобращенными язычниками, они пошли путем, который уводил их все дальше и дальше от истины. Сатана торжествовал, видя, что ему удалось ввести в заблуждение стольких последователей Христа. Постепенно он приобрел над ними еще большую власть и побудил их преследовать тех, кто по–прежнему оставался верен Богу. Как нужно бороться против истинной христианской веры, лучше всех знали те, кто некогда был ее защитником, и эти отпавшие христиане, соединившись с полуобращенными язычниками, повели войну против самых главных положений учения Иисуса Христа.

Это вызвало отчаянное сопротивление со стороны тех, кто стремился сохранить верность Богу и не поддаваться проникнувшим в церковь обману и мерзостям, облеченным в священные одеяния. Библия утратила свое значение, как мерило веры. Учение о религиозной свободе назвали ересью; его сторонников ненавидели и изгоняли отовсюду.

После долгой и упорной борьбы небольшое число верных христиан решили порвать всякую связь с отступнической церковью, так как она не желала очистить себя от идолопоклонства и заблуждения. Они видели, что отделение необходимо, если только они желают оставаться верными и послушными Слову Божьему.

Они не могли больше мириться с тем, что эти пагубные ереси подвергают опасности их души и грозят уничтожить истинную веру их детей и грядущих поколений. Для сохранения мира и единства они были готовы пойти на любые уступки, не противоречащие их главным принципам в служении Богу, ибо сознавали, что мир был бы приобретен слишком дорогой ценой, если бы ради этого пришлось пожертвовать принципами истины. Если единство можно сохранить только ценой отказа от истины и справедливости, тогда пусть лучше будет разделение и даже борьба. Такова была позиция верных Богу христиан.

Насколько лучше было бы и для церкви и для мира, если бы в сердцах детей Божьих сегодня возродились те принципы, которыми руководствовались эти мужественные люди. Поистине вызывает тревогу равнодушное отношение к учениям, являющимся столпами христианской веры.

6.9. Борьба между Истиной и заблуждениями

Становится популярным мнение, что в конце концов эти принципы не имеют жизненно важного значения. Такое уродливое понятие придает слугам сатаны еще большую силу и твердость, в результате чего лжеучения и роковые заблуждения, сражаясь против которых верные Богу в прошлые века порой жертвовали своей жизнью, сейчас с благосклонностью принимаются теми, кто считает себя последователями Христа.

Первые христиане были воистину особенным народом. Их безукоризненное поведение и непоколебимая вера служили постоянным упреком беззаконникам и нарушали их покой. Будучи малочисленны, бедны, не имея почетных титулов, они тем не менее внушали страх нечестивым благородством своей жизни и величием учения. За это их ненавидели безбожники, подобно тому, как нечестивый Каин ненавидел Авеля.

Пытавшиеся освободиться от сдерживающего влияния Духа Божьего предавали на смерть народ Божий по той же причине, по какой Каин убил Авеля. По той же самой причине иудеи отвергли и распяли Спасителя – Его незапятнанность и святость являлись постоянным упреком их эгоизму и испорченности. Со времен Христа и до наших дней верные ученики Иисуса продолжают возбуждать ненависть и сопротивление тех, кто любит грех и следует его путем.

Почему же в таком случае Евангелие называют вестью мира? Когда Исайя пророчествовал о рождении Мессии, он присвоил Ему титул «Князь мира». Когда ангелы известили пастухов о рождении Христа, они пели над Вифлеемскими равнинами: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк.2:14). На первый взгляд кажется, что между этими пророческими изречениями и словами Христа: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10:34) существует противоречие. Но, если вдуматься, оба выражения прекрасно согласуются между собой. Евангелие – это весть мира. Если принципы христианства принимаются и воплощаются в жизнь, они несут мир, единство и счастье всей земле. Религия Христа объединяет принимающих ее учение братскими узами. Миссия Христа заключалась в том, чтобы примирить людей с Богом и друг с другом. Но в целом мир пребывает во власти сатаны, злейшего врага Христа. В Евангелии люди находят такие принципы, которые резко противоречат их привычкам и желаниям, и они начинают возмущаться этим учением. Они ненавидят чистоту Слова Божьего, открывающую и осуждающую их грехи, они преследуют и убивают тех, кто указывает им на его святые и справедливые требования. Именно потому, что возвышенные истины Слова Божьего вызывают ненависть и вражду, Евангелие и сравнивают с мечом.

Для многих слабых в вере действия таинственного провидения, допускающего, чтобы праведные страдали от рук нечестивых, часто приводят в смущение и недоумение. А некоторые даже готовы разувериться в Боге, видя, как Он допускает, что самым скверным людям живется хорошо, в то время как праведные и благородные терпят страдания и мучения от деспотов. Как это может быть, вопрошают они, что справедливый и милосердный Бог, обладающий безграничным могуществом, позволяет вершиться несправедливости и притеснениям? Этот вопрос не должен интересовать нас. Бог дал нам достаточно доказательств Своей любви, и не следует сомневаться в Его доброте лишь потому, что мы не в состоянии понять действия Провидения. Разве Спаситель не сказал Своим ученикам, предвидя сомнения, которые будут одолевать их во дни гонения и мрака: «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15:20)? Иисус перенес ради нас больше, чем кто–либо из Его последователей, пострадавших от жестокости безбожных людей. Те, кто призван переносить пытки и даже мученическую смерть, только идут по стопам дорогого Сына Божьего.

«Не медлит Господь исполнением обетования» (2Петр.3:9). Он никогда не забывает и не оставляет Своих детей; но Он позволяет нечестивым проявить свою истинную сущность, чтобы никто из желающих исполнять Его волю не обманывался относительно их намерений. Часто праведные попадают в горнило страданий, чтобы очиститься, чтобы другие могли убедиться в реальности их веры и благочестия, а также и для того, чтобы своей праведной последовательной жизнью осудить неверующих.

Господь допускает, чтобы нечестивые процветали и проявляли враждебное отношение к Нему, но когда они наполнят меру своих беззаконий, все смогут увидеть Его справедливость и милосердие в их полном истреблении. Приближается день Его мщения, когда все, нарушавшие Его Закон и угнетавшие Его народ, получат справедливое возмездие за свои дела; когда каждая жестокость и несправедливость к детям Божьим будет наказана так, как если бы это было сделано Самому Христу.

Есть более важный и серьезный вопрос, на который должны обратить внимание христианские церкви наших дней. Апостол Павел говорит: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3:12). Почему же эти гонения стихли? Единственная причина: церковь настолько приспособилась к мирским стандартам, что не встречает больше никакого сопротивления. Религия наших дней утратила чистоту и святость, отличавшую христианскую веру во дни Христа и Его апостолов. В настоящее время христианская вера пользуется такой популярностью в мире по той лишь причине, что величайшими истинами Слова Божьего пренебрегают, что в церкви так мало жизненного, практического благочестия, что там господствует дух компромисса со грехом. Если бы в христианской церкви возродились вера и сила ранних христиан, то ожил бы и дух гонений; огонь преследований возгорелся бы тогда с новой силой.

6.10. Божья Церковь

Церковь – это Божья крепость, Его город–убежище в мятежном мире. Любое отступничество Церкви – это предательство по отношению к Тому, Кто искупил человечество Кровью Своего единородного Сына. С самого начала Церковь на земле составляли верные души. В каждом поколении у Господа были стражи, предостерегавшие живущих и возвещавшие им верное свидетельство; когда одни складывали оружие, их дело продолжали другие. Бог заключил со Своими свидетелями завет, объединив Церковь на земле с Церковью небесной, послав ангелов для служения Своей Церкви, и врата ада не могли одолеть Его народ.

Во все времена многовековых гонений, борьбы и мрака Бог поддерживал Свою Церковь. Ни одна туча не омрачала ее без Его ведома, ни одна стихия, противоборствующая Его делу, не бушевала без Его провидения. Он не оставлял Свою Церковь без наставления, но указывал в пророчествах дальнейший ход событий; и то, что пророки предсказывали по вдохновению Его Духа, сбывалось в свое время. Все Его намерения исполнятся. Закон Господа неразрывно связан с Его престолом, и никакие силы зла не могут уничтожить его. Истина богодухновенна; она охраняется Богом, она преодолеет любое сопротивление.

В эпоху духовной тьмы Церковь Божья была подобна городу на холме. Из века в век на протяжении многих поколений в ее среде раскрывалось чистое небесное учение. Бог всегда особым образом заботится о Церкви, несмотря на то, что иногда она может казаться слабой и несовершенной. Это место, где действует Его благодать и проявляется Его чудесная сила, преобразующая сердца.

«Чему уподобим Царствие Божие? – спросил Христос. – Или какою притчею изобразим его?» (Мк.4:30). Он не мог сравнить его с царствами мира сего, ибо не нашел в этом мире ничего подобного.

Земные царства прибегают к насилию и принуждению, Царство же Христово утверждается не силой оружия, и любое насилие для него неприемлемо. Оно призвано возвышать и облагораживать человечество. Божья Церковь – это оплот святой жизни; она наделена различными дарами и силой Святого Духа. Ее члены обретают счастье в счастье других людей, которым они помогают и для которых служат благословением.

Господь желает совершить через Свою Церковь великое дело, дабы прославить Свое имя. Это описано в видении Иезекииля о целительном потоке: «Эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо… У потока по берегам его с той и другой стороны будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание» (Иез.47:8–12).

От начала Бог изливал благословения на мир через Свой народ. Бог сделал Иосифа источником жизни для древнего Египта, и благодаря его честности и порядочности была сохранена жизнь всего этого народа. Через Даниила Бог спас всех мудрецов вавилонских. Эти избавления – наглядные примеры тех духовных благословений, которые предлагаются миру в единении с Богом, Которому поклонялись Иосиф и Даниил.

Тот, в чьем сердце живет Христос, кто являет миру Его любовь, это соработник Бога в деле спасения человечества. Когда он получает от Спасителя благодать, чтобы передавать ее другим, все его существо излучает потоки духовного света и жизненной силы.

Церковь – это орудие Господа для возвещения истины, Он уполномочил её совершать особое дело. Если она верна Ему и своему долгу, послушна всем Его заповедям, в ней пребудет Божественная благодать, она станет прославлять Господа Бога Израилева, и никакая сила не сможет помешать ей.

Апостолы, служа Богу и Его делу, с великой силой несли Благую весть народам. Не должны ли наши сердца гореть таким же пылом и решимостью рассказать людям об искупительной любви, о распятом Иисусе?

Долг каждого христианина заключается не только в том, чтобы ожидать пришествия Спасителя, но и в том, чтобы приближать его.

Если Церковь облечётся в одежду Христовой праведности и порвёт все связи с миром греха, для неё наступит рассвет славного дня. Обетование Господа, данное ей, незыблемо в веках. Он сделает её вечным сокровищем, радостью многих поколений. Истина, презираемая и отвергаемая многими, восторжествует. Её распространение, вопреки всем преградам и помехам, никогда не прекращалось. Когда весть Божья наталкивается на сопротивление, Господь придаёт ей дополнительную силу, чтобы влияние её было мощным. Укреплённая Божественной силой, она проложит путь через самые непреодолимые препятствия и восторжествует над ними.

6.11. «Я вложил слова Мои в уста твои»

Враг всякой правды использовал все доступные ему средства, чтобы остановить работу, которую Господь поручил строителям Церкви Божьей. Но Бог «не переставал свидетельствовать о Себе» (Деян.14:17). Появились люди, которые умело защищали веру, однажды переданную святым. История свидетельствует об их героизме. Подобно апостолам, многие из них пали на своём посту, но возведение храма неуклонно продолжалось. Вальденсы, Джон Уиклиф, Гус и Иероним, Мартин Лютер и Цвингли, Кранмер, Латимер и Нокс, гугеноты, Джон и Чарльз Уэсли и другие заложили в основание камни, которые пребудут там всю вечность. И в последующие годы немало сеятелей Слова Божьего своим служением в языческих странах подготовили путь для проповеди последней вести и тем самым приняли активное участие в воздвижении вечного храма.

На протяжении многих веков, прошедших со дней апостолов, строительство храма Божьего никогда не останавливалось. Мы можем оглянуться назад, в прошлое, и увидеть, что живые драгоценные камни, их которых складывалось здание, излучающее потоки света, освещающего тьму заблуждений и суеверий. В вечности они будут сиять всё ярче и ярче, свидетельствуя о силе истины Божьей, указывая на яркий контраст между светом и тьмой, золотом истины и шлаком заблуждения.

Павел, другие апостолы и все праведники, жившие после них, внесли свой вклад в строительство храма, но оно ещё не окончено. И нам, живущим в настоящее время, тоже предстоит сделать свою часть работы, используя материал, который выдержит испытание огнём, – золото, серебро и драгоценные камни, «как искусно изваянные столпы в чертогах» (Пс.143:12). Тем, кто строит таким образом для Бога, Павел говорит: «У кого дело, которое он устроил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасётся, но так, как бы из огня» (1Кор.3:14–15). Христианин, верно преподающий слово жизни, ведущий людей по пути святости и мира, строит из надёжного материала и в Царстве Божьем будет прославлен как мудрый строитель.

Об апостолах написано: «Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк.16:20). Как когда–то Христос послал Своих учеников, так сегодня Он посылает членов Своей Церкви. Им дана та же сила, что и апостолам. Если они сделают Бога своей опорой, Он будет трудиться с ними, и дело их не окажется тщетным, ибо Он Сам запечатлел его. Господь сказал Иеремии: «Не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдёшь, и всё, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтоб избавлять тебя». Затем Господь простёр руку Свою и, коснувшись уст Своего раба, сказал: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер.1:7–9). И Он повелевает нам идти вперёд, изрекая Его слова, чувствуя на устах Его святое прикосновение.

6.12. Отношение к Истине в наши дни

Борьба – это удел всех, кому Бог поручает проповедовать весть для своего времени. Во дни Лютера проповедовалась истина особой важности для его времени, а в наши дни проповедуется истина, важная для Церкви нашего времени.

Тот, по Чьей воле все происходит, ставит людей в разные обстоятельства и поручает им особое дело, соответствующее времени и условиям, в которых они живут. Если они будут ценить посланный им свет, перед ними откроются более широкие горизонты. Но большинство людей в наши дни стремятся познать истину не более, чем паписты, боровшиеся с Лютером. И в наши дни, как и в прежние века, предпочтение отдают человеческим теориям и традициям, а не Слову Божьему. Пусть те, кто проповедует истину в настоящее время, не ждут, что она будет принята с большей благосклонностью, чем во дни реформаторов. Великая борьба между истиной и заблуждением, между Христом и сатаной будет все усиливаться до конца истории нашего мира.

6.13. Последнее столкновение

Последняя великая битва истины и заблуждения произойдёт между заповедями Иеговы и человеческими законами. Мы теперь уже начинаем принимать участие в этой великой битве – битве не между церквами, борющимися за первенство, но между религией Библии и религии небылиц и преданий.

Силы, соединившиеся в борьбе против истины, сегодня действуют всё активнее. Святое Слово Божье, которое дошло до нас ценой страданий и кровопролития, ценится очень мало. Только немногие в действительности восприняли его, как правило жизни. Вызывающие тревогу неверие господствуют не только в мире, но и в церкви. Некоторые дошли до того, что отрицают доктрины, являющиеся столпами христианской веры. Величайшие факты творения, описанные вдохновенными Богом писателями, падение человека, искупление, вечность закона – всё это практически отвергается большей частью христианского мира. Тысячи людей, гордящихся своими знаниями, считают полное доверие Библии признаком невежественности, а умение аллегорически и превратно истолковывать его важнейшие истины – признаком учёности.

Христианам необходимо готовиться к тому, что вскоре самым неожиданным образом произойдёт с миром, и это приготовление должно заключаться в тщательном изучении Слова Божьего и в упорном стремлении жить согласно его принципам. Вечность требует от нас большего, чем религии воображений, религии слов и формы, где истина обитает лишь на поверхности. Бог призывает к возрождению и преобразованию.

С кафедры должны раздаваться слова Библии, и только Библии.

Но Библию лишили её силы, и это оборачивается низким уровнем духовной жизни. Во многих современных проповедях не ощущается Божественной силы, способной пробудить совесть и дать жизнь душе. Слушатели не могут сказать: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк.24:32). Но как много тех, кто вопиёт о живом Боге, в пылкой надежде ощутить Божественное присутствие. Пусть слово Бога говорит к их сердцам. Пусть те, кто до сих пор слышал только предания и человеческие толкования и изречения, услышат голос Того, кто может возродить душу для новой жизни.

6.14. Истинные реформаторы

Патриархи и пророки несли великий свет. Какие чудесные истины были сказаны о Сионе, граде Божьем. Бог желает, чтобы этот свет сиял и сегодня через Его последователей. Если святые мужи Ветхого Завета так ярко свидетельствовали о своей верности, то разве не должны те, над кем сияет свет, ставший более ярким за много столетий, нести более сильное свидетельство о силе истины? Слава пророчеств проливает свет и на наш путь.

Прообраз встретился с действительностью в смерти Сына Божьего. Христос воскрес из мёртвых, провозгласив над пустой гробницей: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин.11:25). Он послал в мир Своего Духа, чтобы напомнить нам обо всём этом. Посредством Своей чудесной силы Он сохранял Своё записанное Слово на протяжении всех веков.

Реформаторы, благодаря которым мы называемся протестантами, чувствовали, что Бог призывает их дать миру свет Евангелия, и, стремясь сделать это, они были готовы пожертвовать своим состоянием, свободой и даже жизнью. Евангелие возвещалось всюду, несмотря на гонения и смерть. Слово Божье было дано народу, и все сословия общества – знатные и простолюдины, богатые и бедные, учёные и невежды – с интересом изучали его. Настолько ли мы, участники последнего сражения великой борьбы, верны нашему долгу, как были верны реформаторы?

Реформация предлагала миру Библию и объясняла требования Закона Божьего, стремясь запечатлеть их в совести каждого. Безграничная Любовь открыла перед людьми уставы и принципы Неба. Бог сказал: «Итак храните и исполняйте их; ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный» (Втор.4:6).

В наше время, когда сатана, прибегая к всевозможным средствам, старается ослепить людей, чтобы они не обращали внимание на требования Закона Божьего, ощущается нужда в мужах, которые побудили бы многих благоговеть «пред заповедями Бога нашего» (Езд.10:3). Миру нужны истинные реформаторы, которые направили бы беззаконников к великому Законодателю и научили их, что «закон Господа совершен, укрепляет душу» (Пс.18:8). Миру нужны мужи, которые бы основательно знали Священное Писание; мужи, каждое слово и дело которых возвышало бы закон Иеговы; мужи, которые укрепляли бы веру. О, насколько остра нужда в учителях, которые обладали бы умением внушать людям уважение и любовь к Библии!

Беззаконие царит сегодня повсюду в основном из-за того, что Писание не изучается и люди не живут согласно его принципам; ибо, отвергая Слово Божье, человек тем самым отвергает его силу, сдерживающую дурные наклонности его сердца. Люди сеют тление и пожинают смерть.

Вместе с отвержением Библии проявляется и отвержение Закона Божьего.

6.15. Духовное возрождение

Духовное возрождение, символом которого была работа, осуществлённая во дни Неемии, описана пророком Исаией: «И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины и возобновят города разорённые». «И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения» (Ис.61:4; 58:12).

Здесь пророк описывает народ, который во времена всеобщего отступничества от истины и праведности стремится возродить принципы, являющиеся основанием Царства Божьего. Этот народ восстанавливает пролом, проделанный в Законе Божьем – стене, которую Он воздвиг вокруг Своих избранных детей, дабы защитить их. Повиновение справедливым, истинным и святым установлениям этого закона должно быть их вечной защитой.

В словах, значение которых невозможно не понять, пророк указывает на особую работу остатка народа Божьего, восстанавливающего стену: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днём Господним, чествуемым, и почтишь её тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить: то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (Ис.58:13–14).

6.16. Повиновение всем заповедям

В конце времени должно быть возрождено каждое Божественное установление. Брешь, проделанная в законе человеком, изменившим святой день Господень, должна быть заделана. Остаток народа Божьего должен предстать перед миром как реформатор, показывая всем, что Закон Божий является основанием всякой истинной реформы и что, согласно четвёртой заповеди, суббота должна оставаться памятником творения, вечным напоминанием о силе Божьей. Необходимость повиновения всем заповедям Десятисловия надо показать ясными и определёнными словами. Движимые любовью Христа, дети Божьи должны сотрудничать с Ним, неся свет в пустыню. Им предстоит восстановить разрушенное, расчищать пути для жизни (см.Ис.58:12).

6.17. Последствия беззакония

Но как Его закон поруган! Весь мир сегодня открыто восстал против Бога. Это воистину непокорное поколение, исполненное неблагодарности, формализма, лицемерия, гордости и богоотступничества. Люди отвергают Библию и ненавидят истину. Иисус видит, как Его закон обесчещен, как люди отвергают Его любовь и не обращают никакого внимания на Его посланников. Он обращался к людям на языке Своей милости, но им это оказалось не нужно; Он посылал им предостережения, но они не прислушались к ним. Храм человеческой души превратился в место нечестивого торжища. Эгоизм, зависть, гордость, злоба – вот что лелеет человек в своём сердце.

Многие, не дрогнув, глумятся над Словом Божьим, а тех, кто верит Слову, высмеивают. Растёт неуважение к закону и порядку, и это непосредственно сказывается на нарушении ясных повелений Иеговы. Плоды неповиновения Богу – насилие и преступность. Несчастья и страдания стали уделом множества людей, которые в капищах поклоняются идолам и тщетно ищут счастья и мира.

Пренебрежение заповедью о почитании субботы наблюдается всюду. Сколь безбожны те, кто, устанавливая законы о святости первого дня, законным образом разрешают продажу спиртных напитков. Полагая себя мудрее написанного Слова, они принуждают человека к соблюдению первого дня и одновременно поощряют то, что ожесточает и разрушает существо, сотворённое по образу Божьему. Сам сатана является автором таких законов. Он хорошо знает, что над всеми, кто возвышает человеческие законы над Божественными, лежит проклятие Божье, и старается вывести людей на дорогу, ведущую к гибели.

Люди настолько привыкли чтить человеческие умозаключения и установления, что почти весь мир пошёл вслед за иными богами. Тот, кто пытается изменить Закон Божий, не пренебрегает никакими средствами, чтобы поднять людей на восстание против Бога и того знака, который отличает праведных. Но не вечно Господь будет сносить такое отвержение и призрение Своего закона. Скоро настанет час, когда «поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день» (Ис.2:11). Скептик может с насмешкой и презрением отрицать требования Закона Божьего. Влияние мира может губительным образом сказаться на многих, работа Божья будет продвигаться вперёд только ценой великих усилий и жертв, но всё же в конечном итоге истина восторжествует.

6.18. Голос сурового обличения

При завершении служения Господа, на земле знамя Его закона снова будет высоко поднято над миром. Лжеучения могут распространяться, беззаконие может процветать, любовь во многих может охладеть, Голгофский крест может утратить своё значение для людей, и мрак, подобно смертной тени, может покрыть землю, весь мир может ополчиться против истины, враги могут составлять заговор за заговором, чтобы уничтожить народ Божий, но когда в час величайшей опасности Бог Илии пошлёт Своих вестников – ничто не заставит их смолкнуть. В густонаселённых городах земного шара и во многих местах, где так поносилось имя Всевышнего, раздастся голос сурового обличения. Посланцы Господа смело выступят вперёд и разоблачат союз церкви с миром. Они будут искренно призывать всех людей прекратить подчиняться человеческим установлениям и начать святить истинную субботу. «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, – будут проповедовать они каждому народу, – ибо наступил час суда Его; и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод…кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его» (Откр.14:7–10).

Бог не нарушит Свой завет и не изменит того, что сказал однажды. Всю вечность Его слово останется таким же непоколебимым, как и Его престол. На суде, где перед вечным Судьёй соберутся все народы, чтобы выслушать вынесенный им приговор, будет представлен этот вечный завет, начертанный перстом Божьим.

6.19. Разделительная черта

Сегодня, как и во дни Илии, чёткая граница проходит между теми, кто соблюдает заповеди Божьи, и теми, кто поклоняется лжебогам. «Долго ли вам хромать на оба колена? – обратился к ним Илия, – если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3Цар.18:21). А для современного мира звучит следующая весть: «Пал, пал Вавилон… выйди от неё народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её; ибо грехи её дошли до неба, и Бог вспомянул неправды её» (Откр.18:2,4,5).

Недалёк тот час, когда будет испытана каждая душа. Всех будут принуждать соблюдать лжесубботу. Между заповедями Божьими и человеческими разгорится борьба. Те, кто привык шаг за шагом делать уступки миру и приспосабливаться к его обычаям, впоследствии согласятся лучше подчиниться во всём власти, чем стать жертвой насмешки, оскорбления, заточения и смерти. Окажется чётко разграниченным истинное благочестие и ложное. Многие звёзды, ослепительным блеском которых мы восхищались, потухнут во мраке. Те, кто носил на себе священнические одежды, но не был облечён в праведность Христа, с позором предстанут в наготе.

Во многих так называемых последователях Христа живет та же гордость, тот же формализм, себялюбие и дух противления, которые наполняли сердца иудеев. В будущем люди, считающие себя представителями Христа, будут поступать так же, как вели себя священники и начальники по отношению к Христу и апостолам. Во время приближающегося великого кризиса верные рабы Божьи столкнутся с таким же ожесточением сердец и ненавистью.

Всем, кто в этот час испытаний будет бесстрашно служить Богу по велению совести, необходимо иметь мужество, твердость, а также знание Бога и Его Слова, ибо все верные будут гонимы, а их поступки неправильно истолкованы, их будут хулить, они подвергнутся поношению и злословию. Сатана прибегнет ко всяким неправедным обольщениям, чтобы воздействовать на сердце и затуманить разум, чтобы злое казалось добрым и доброе – злым. Чем крепче и чище вера детей Божьих, чем тверже их решимость повиноваться Господу, тем более неистово сатана будет пытаться возбудить против них гнев тех, кто, претендуя на праведность, попирает Закон Божий. Потребуется самое твердое упование, самые героические усилия, чтобы сохранить веру, некогда преданную святым.

Бог желает, чтобы Его народ подготовился к приближающемуся кризису. Готовы люди или нет – им предстоит время испытаний, и только те, чья жизнь соответствует Божественному образцу, сохранят твердость духа перед лицом лишений. Когда светские власти объединятся со служителями церкви, пытаясь при помощи насилия решать вопросы совести, будет ясно, кто в действительности боится Бога и служит Ему. Чем гуще будет тьма, тем ярче засияет свет, исходящий от тех, кто уподобился Господу. Когда рухнут все надежды, тогда откроется, кто неизменно уповает на Иегову. Хотя враги истины повсюду будут следить за рабами Господа, чтобы причинить им зло, Бог будет бодрствовать над ними во благо. Он станет для них тенью высокой скалы в земле жаждущей.

Подменяя Закон Божий человеческим законом, сатана попытается овладеть миром, и это предсказано в пророчествах. О великой отступнической власти, которая является ставленником сатаны, говорится: «И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его» (Дан.7:25).

Люди обязательно будут устанавливать свои законы, противопоставляя их законам Божьим. Стремясь добиться выполнения сочинённых ими законов, они попытаются ограничить свободу своих ближних, ущемляя их права.

Борьба против Закона Божьего началась на небе и продолжится до конца времён. Каждого человека ждёт испытание. Весь мир будет поставлен перед одним вопросом: повиноваться закону или нет? Все вынуждены сделать выбор между Законом Божьим и законом людей. Чёткая граница разделит всех на две группы. Каждый человек полностью обнаружит свою сущность и окажется на стороне либо тех, кто верен закону, либо восставших против него.

И тогда наступит конец. Бог оправдает Свой закон и спасёт Свой народ.

6.20. Остаток, стоящий до конца

Когда приблизится конец века сего, на земле будут жить верные христиане, способные распознавать знамения времени. В то время как значительная часть верующих отречётся делами от своей веры, сохранится Остаток, который будет твёрдо стоять до конца.

Церковь остатка подвергнется суровому испытанию и скорби.

Соблюдающие заповеди Божьи и имеющие веру Иисуса на себе познают гнев дракона и его воинства. Сатана считает наш мир своим владением; он приобрёл власть даже над многими исповедующими христианство. Но есть люди – пусть их совсем немного, – которые сопротивляются его власти. Если б только он смог стереть их с лица земли, его победа была бы совершенной. Подобно тому, как он подстрекал языческие народы уничтожить Израиль, в недалёком будущем он подтолкнёт силы тьмы погубить народ Божий. Людей будут заставлять повиноваться человеческим указам и попирать Божественный закон.

Тех, кто останется верным Богу, будут изгонять, осуждать и объявлять вне закона. Они будут «преданы… родителями и братьями, и родственниками и друзьями» даже на смерть (Лк.21:16). Их единственная надежда будет только в милости Божьей; их единственная защита – в молитве.

Повинующиеся заповедям Божьим встретят сопротивление и насмешки. Они смогут выстоять только в Боге. Чтобы перенести предстоящие испытания, они должны постичь волю Божью, открытую в Его Слове, – только тогда они смогут постичь волю Божью, открытую в Его Слове, только тогда они смогут должным образом почитать Его, если будут правильно понимать Его характер, принципы правления, намерения и действовать соответственно. Только закалившие свой ум библейскими истинами устоят в последней великой борьбе. Каждому придётся решить вопрос: должен ли я повиноваться Богу более, нежели людям? Решающий час испытания уже близок. Утверждены ли наши ноги на скале незыблемого Слова Божьего?

Готовы ли мы твёрдо защищать заповеди Божьи и веру в Иисуса?

В этой надвигающейся борьбе мы увидим исполнение слов пророка: «И рассвирепел дракон на жену и пошёл, чтобы вступить в брань с прочими от семени её, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17).

Некоторые из живущих в наши дни увидят, что эти слова сбудутся. Дух, который в прошлые века побуждал людей преследовать истинную Церковь, проявит себя и в будущем по отношению к тем, кто верен Богу. Уже и теперь идет подготовка к этой великой последней битве.

6.21. Указ о воскресном дне

Указ, который издадут в конце против остатка народа Божьего, будет очень похож на тот, который издал Артаксеркс против иудеев. Сегодня враги истинной Церкви видят в небольшой группе людей, соблюдающих субботу, Мардохея, сидящего у ворот. Благоговение народа Божьего к Его закону служит постоянным упреком тем, кто отбросил страх Божий и попирает ногами Его субботу.

Сатана возбудит ярость против меньшинства, которое откажется от общепринятых обычаев и традиций. Сильные мира сего объединятся с беззаконниками и низкими людьми, чтобы действовать против детей Божьих. Их будут презирать, кичась своим богатством, умом, образованностью. Деспотичные правители, служители, члены церкви, руководимые чувством ненависти, устроят против них заговор. Все будет пущено в ход: талант писателей, красноречие ораторов, награды, угрозы и насмешки – вот средства, которыми попытаются поколебать их веру. Ложными представлениями о народе Божьем и гневными обращениями они будут возбуждать ярость людей против них. Не имея возможности возразить защитникам библейской субботы: «Так говорит Писание», они прибегнут к насильственным законам.

Чтобы приобрести популярность и покровительство, законодатели уступят требованиям и издадут указ о воскресном дне. Но боящиеся Бога не примут закон, попирающий принципы Десятисловия. На этом поле боя и разыграется последняя великая битва между истиной и заблуждением, и мы не оставлены в неизвестности относительно ее исхода.

Сегодня, как и в дни Есфири и Мардохея, Господь защитит Свой народ и Свою истину.

Небо очень близко к тем, кто страдает за праведность. Христос объединяет Свои интересы с интересами Своего верного народа; Он страдает вместе со Своими святыми, и тот, кто прикасается к Его избранным, прикасается и к Нему.

6.22. «В мире будете иметь скорбь»

В последнее время великое противостояние между добром и злом достигнет наивысшей точки. Во все века сатана с ожесточенной яростью обрушивался на Церковь Христа, а Бог изливал Свою благодать и Дух на Свой народ, чтобы укрепить его против лукавого. Когда апостолы Христа должны были возвестить миру Евангелие и, в свою очередь, записать его для будущих веков, тогда сила Святого Духа с особой силой проявлялась в них. Но чем ближе Церковь будет подходить ко дню своего окончательного освобождения, тем неистовее будут нападки сатаны. Он сходит «в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени» (Откр.12:12). Он будет действовать «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фес.2:9). В течение шести тысяч лет незаурядные способности того, кто когда–то занимал самое высокое положение среди ангелов Божьих, были направлены исключительно на то, чтобы обольщать и губить. И в последней решающей битве с народом Божьим сатана призовет на помощь все свое мастерство, коварство и беспримерную жестокость, выработанные им на протяжении многих столетий борьбы. В это опасное время последователи Христа должны будут нести миру весть предостережения о Втором пришествии Господа. Люди должны готовиться предстать пред Ним «неоскверненными и непорочными» (2Петр.3:14).

В наше время Церковь не меньше, чем в апостольские дни, нуждается в особенном даре Божественной благодати и силы.

Враждебность сатаны ко Христу всегда проявляется в гонениях на Его последователей. Вся история прошлого отмечена неизменной ненавистью к принципам Закона Божьего, постоянными попытками выдать ложь за истину, Закон Божий подменить человеческими уставами, заставить людей поклоняться и служить твари вместо Творца. На протяжении всех столетий сатана с неистощимой энергией и решительностью старался в ложном свете представить характер Бога, дать людям искажённый образ Творца и таким образом вместо любви внушить страх и ненависть к Нему; предать забвению Божественный закон и освободить людей от Его требований; он с неумолимой яростью преследовал тех, кто осмеливался сопротивляться его обману. Этот дух можно увидеть в истории патриархов и пророков, апостолов, мучеников и реформаторов.

Христос сказал о Себе: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10:34). Хотя Он – Князь мира, Ему предстояло стать причиной разделения. Тот, Кто пришел провозгласить радостную весть и вселить надежду и радость в сынов человеческих, начал борьбу, которая со всей силой разгорается в сердцах людей, вызывая бурю чувств. Иисус предупреждал Своих последователей: «В мире будете иметь скорбь». «Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое». «Преданы также будете и родителями и братьями, и родственниками и друзьями, и некоторых из вас умертвят» (Ин. 16:33; Лк. 21:12, 16).

Это пророчество исполнилось с удивительной точностью. На последователей Иисуса обрушилось все негодование, поношение и жестокость, на какие только способны люди, подстрекаемые сатаной. И с той же точностью оно исполнится снова, ибо плотское сердце по–прежнему враждебно Закону Божьему и не повинуется его предписаниям. Современный мир во вражде с принципами Христа так же, как и во дни апостолов. Та же ненависть, которая побуждала людей кричать: «Распни Его! Распни Его!», которая вылилась в гонения на учеников, по–прежнему кипит в сынах противления. Тот же самый дух, который в эпоху темного средневековья обрекал людей на темничные оковы, отправлял в изгнание и на смерть, который изобретал изощренные пытки инквизиторов, который устроил резню в ночь святого Варфоломея и зажег костры Смитфилда, по–прежнему действует в невозрожденных сердцах с величайшей злобой и энергией. История истины всегда была летописью борьбы между правдой и ложью, поэтому проповедники Евангелия сталкивались с враждой, опасностями, нуждой и лишениями.

6.23. «Я укреплю тебя»

Где черпали силу те, кто в прошлом терпел гонения за Христа? В союзе с Богом, Святым Духом и Христом. Поношения и гонения разлучали многих с друзьями, но с любовью Христа – никогда. Спаситель ближе всего к тем, кто терпит невзгоды ради истины. Он горячо любит эти души. «Я возлюблю его, – сказал Христос, – и явлюсь ему Сам» (Ин.14:21).

Когда верующий, отстаивая истину, оказывается на скамье подсудимых, Христос стоит рядом с ним. Когда он томится в тюремных застенках, Христос приходит к нему и вдохновляет его Своей любовью. Когда он идет на смерть во имя Христа, Спаситель говорит ему: они могут убить тело, но не в силах погубить душу. «Мужайтесь: Я победил мир». «Не бойся, ибо Я – с тобою; не смущайся, ибо Я – Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ин.16:33; Ис.41:10).

«Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется и пребывает вовек. Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек». «От коварства и насилия (Он) избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его» (Пс.124:1, 2; 71:14)

«Господь Саваоф будет защищать их… спасет их Господь Бог их в тот день, как овец, народ Свой; ибо подобно камням в венце, они воссияют на земле Его» (Зах.9:15, 16).

6.24. «Плененные сильным будут отняты»

Небесный план спасения достаточно обширен, чтобы охватить весь мир. Бог желает вдохнуть в измученное человечество дыхание жизни, и Он не допустит, чтобы хотя бы одна душа, искренно стремящаяся к чему–то более возвышенному и благородному, чем–то, что предлагает мир, осталась разочарованной. Он постоянно посылает Своих ангелов к тем, кто, несмотря на самые тяжелые жизненные обстоятельства, продолжает с верой молиться о том, чтобы Он послал им силу, которая бы принесла им избавление и мир. Всевозможными путями Бог откроется им и будет способствовать утверждению их веры в Того, Кто пожертвовал Собой ради их спасения, чтобы они могли возложить «надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его» (Пс.77:7).

«Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен? Да! так говорит Господь: и пленённые сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена» (Ис.49:24,25).

«И великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: вы – наши боги» (Ис.42:17).

«Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Пс.145:5). «Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся!» (Зах.9:12). Для всех искренних людей, живущих в языческих землях, «правым» в очах Неба, «восходит свет» во мраке (Пс.111:4). Бог говорит: «И поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути – прямыми: вот что Я сделаю для них, и не оставлю их» (Ис.42:16).

6.25. Возвращение к Богу

С самого начала великой борьбы сатана постоянно стремился, ложно представить характер Господа, подстрекать к восстанию против Его закона, и эти происки, казалось, увенчались успехом. Многие прислушиваются к наветам сатаны и восстают против Бога. Но среди царящего зла замыслы Божьи неуклонно близятся к осуществлению. Ко всем сотворённым разумным существам Он проявляет справедливость и великодушие. Поддавшись искушениям сатаны, весь человеческий род преступил Закон Божий, но благодаря жертве Его Сына открыт путь возвращения к Богу. Через благодать Христа люди вновь могут стать послушными закону Отца. Таким образом, в каждом столетии среди окружающего мрака отступничества и непокорности Бог собирает верный Ему народ – народ, в сердце которого есть Его закон (см.Ис.51:7).

Сомнение и неверие губительно влияют на разум и сердце человека, и многие заменяют истину Божью человеческими теориями. Людей открыто учат, что настало время, когда человеческий разум должен занять главенствующее положение над учением Священного Писания. Закон Божий – Божественное мерило праведности – объявлен бесполезным. Враг всякой истины обольщениями заставляет людей подменять Божественное человеческими постановлениями и забыть то, что было дано для счастья и спасения человечества.

Однако это отступничество, несмотря на своё широкое распространение, не является всеобщим. Не все в мире стали беззаконниками и отступниками, не все перешли на сторону врага. На свете много тысяч тех, кто предан Богу, кто не склонил колен перед Ваалом; много таких, которые жаждут большего познания о Христе, Его законе; много тех, кто надеется на чудо пришествия Христа, Который положит конец царству греха и смерти. Есть много и таких, которые в своём незнании поклоняются Ваалу, но с которыми неотступно борется Дух Божий.

Они нуждаются в помощи тех, кто уже познал Бога и силу Его слова. В такое время, как наше, все дети Божьи должны усердно трудиться, помогая другим. Тем, кто обладает знанием библейских истин и пытается искать души, жаждущие света, будут служить ангелы Божьи. А куда идут ангелы, туда никто не должен бояться идти. В результате праведных усилий посвящённых многие обратятся от идолопоклонства к служению живому Богу. Многие перестанут предпочитать человеческие постановления и бесстрашно перейдут на сторону Бога и Его закона.

Народ Божий является представителем Бога на земле, и Господь желает, чтобы дети Его были светильниками среди нравственной тьмы этого мира. Рассеянные по всей земле – в городах, деревнях, селениях, они являются свидетелями Божьими, через которых Он сообщает неверующим Свою волю и чудеса Своей милости. Его воля состоит в том, чтобы все причастники великого плана спасения стали Его миссионерами.

Среди всех жителей земли, в разных концах земного шара есть люди, которые не преклонили колена перед Ваалом. Подобно звёздам, которые зажигаются на небе только ночью, эти верные души засияют тогда, когда непроницаемая тьма покроет землю.

В языческой Африке, католических странах Европы и Южной Америки, Китае, Индии, на далёких островах и в самых диких уголках земли есть избранные дети Божьи, которые вскоре светом истины нарушат мрачную мглу, открывая нечестивому миру преобразующую силу повиновения закону.

Даже в настоящее время они уже появляются среди каждого народа, языка и племени, а в час величайшего отступничества, когда сатана бросит все свои силы на то, чтобы заставить «всех – малых и великих, богатых и нищих, свободных и рабов» принять под угрозой смерти знак верности ложному дню покоя, эти преданные люди, «неукоризненные и чистые, чада Божии непорочные» засияют, «как светила в мире» (Откр.13:16; Фил.2:15). Чем темнее ночь, тем ярче звёзды.

В сравнении с многомиллионным населением мира народ Божий всегда остается малым стадом; но если дети Божьи стоят за истину, открытую в Его Слове, Господь будет их прибежищем. Широкий щит Всемогущего ограждает их. Ибо победа всегда – за Богом. Когда звук последней трубы проникнет в темницу мертвых и праведные победоносно выйдут из могил, восклицая: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:55), и встанут рядом с Богом, Христом, ангелами, а также с верными и истинными всех веков, тогда дети Божьи окажутся в большинстве.

6.26. Окончательная победа Божьей Церкви

Истинные ученики Христа следуют за Ним по пути тяжелой борьбы и самоотречения. Временами они испытывают горькое разочарование, однако это помогает им понять всю отвратительную сущность греха и всю его омерзительность. Участники страданий Христовых будут соучастниками и Его славы. В святом видении пророк видел окончательную победу Божьей Церкви и написал: «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие… стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божий, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр.15:2, 3).

«И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр.14:1). В этом мире их разум был посвящен Богу, Которому служили они всеми своими помыслами и всем сердцем; и теперь Он может написать Свое имя на их челах. «И будут царствовать во веки веков» (Откр.22:5). Ныне они не будут входить и выходить, как просители. Они те, о ком Христос говорит: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Он приглашает их как Своих детей, говоря: «Войди в радость господина твоего» (Мф.25:34, 21).

«Это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу» (Откр.14:4). Пророк в видении увидел их стоящими на горе Сион, препоясанными для святого служения, облеченными в белую одежду, которая есть праведность святых. Но все, следующие за Господом на небе, прежде следовали за Ним на земле с тем же доверием, любовью и добровольным послушанием, с каким овцы идут за пастухом, без ропота и возмущения.

«Я… услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих: они поют как бы новую песнь пред престолом… и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли… В устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» (Откр.14:2–5).

«И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего… Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному; он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых… А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» (Откр.21:2, 11, 12, 21, 22).

«И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» (Откр.22:3).

«И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов… Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр.22:1, 2, 14).

«И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр.21:3).

 

*Комментарии к двенадцати темам «Библейского плана спасения» составлены на основе книг христианской писательницы Елены Г. Уайт (1827-1915) из серии «Конфликт веков»:

  1. Патриархи и пророки (1890)
  2. Пророки и цари (1917)
  3. Желание веков (1890)
  4. Деяния апостолов (1911)
  5. Великая борьба (1911)

Исполнители текста аудио-семинара: Метлов Николай, Галина Самсонова

Возврат к началу страницы

Перейти к вопросам по теме: Вопросы Темы 6

Перейти к следующей теме: Тема 7. Закон и Евангелие


© Школа тематического изучения Библии "БиПлан 365" 1993-2023
Евангельскому миссионерскому проекту "Библейский план спасения" 30 лет
¹ После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его (Откровение 18:1)